Думаю, многие согласятся с тем, что понятие любви сугубо философское или гуманитарное. Если взять выборку из какого-то количества совершеннолетних здоровых людей, то все они с легкостью ответят на вопрос, сколько будет два плюс два, и ответ будет идентичным. Однако на вопрос, что такое любовь, каждый даст свой собственный ответ. Они могут быть в чем-то похожи, но в чем-то будут и различаться.
Дело в том, что на сегодняшний день нет устойчивой и единственно верной теории или понятия любви, а само понятие может встречаться в самых разнообразных гуманитарных науках от философии до филологии. Таким образом, любовь и/или привязанность с точки зрения генетики – это не то же самое, что любовь с точки зрения социальных наук. Понятие «любовь» в биологическом контексте употреблять не совсем корректно, поскольку очень часто под этим понятием подразумевают влечение, возбуждение, инстинкты, привязанность. Странное соединение любви и генетики с легкостью опровергается научными наблюдениями.
Чарльз Дарвин (автор теории эволюции) пишет о половом отборе, как о воспроизводстве более качественного и конкурентного потомства. Теория Вигена Геодакяна (эволюционная теория пола) рассматривает половой диморфизм (то есть разделение на два пола) как ключевую составляющую развития человека как биологического вида. Это если говорить о биологии.
В фундаментальной экзистенциальной философии Артура Шопенгауэра чувства двух людей подчинены целям и задачам рода, где основной стимул отношений – продолжение рода максимально выгодным образом, то есть, так называемый влюблённый выступает здесь лишь как звено одной цепи. В работе Отто Вейнингера «Пол и характер» есть понимание платонической любви как единственной в своём роде: «Я скажу больше: существует только платоническая любовь. Все прочее, что обозначают именем любовь, есть просто свинство».
Таким образом, из поверхностного анализа теорий и концепций можно сделать вывод, что далеко не всегда ученые и мыслители обозначали любовь как нечто возвышенное или обусловленное работой гормонов, более того, они далеко не всегда придавали ей хоть сколько-нибудь истинное значение.
К любви как к мифу можно отнести и собственно теорию гормонов, поскольку речь идёт в большей степени о привязанности и возбуждении. Первые мифические нотки любви мы получаем в стихах древнеримского поэта Катулла. Потом она видится в работах Данте Алигьери и Франчески Петрарки. Но сегодняшнее позиционирование термина уже не столь мифично. И хотя можно встретить любовь в поэтическом эквиваленте или в гуманистической манере Эриха Фромма, все чаще сегодня под любовью понимается некий договор, основанный на взаимной комфорте, симпатии и уважении.
Читайте также: Правда ли, что любовь живет всего три года?
Автор: Денис Громогласов, социальный педагог, юридический психолог