Публикуем большой отрывок из нашего трехтомника "Мир Василия Поленова", посвященный второму путешествию на Восток художника. Самое интересное тут то, что Поленов в этот раз активно использовал для подготовки к созданию картин ФОТОГРАФИЮ
В свое второе путешествие на Восток Василий Дмитриевич отправился в 1899 году — ему требовался новый материал для задуманного им грандиозного цикла из жизни Христа. Мысленно он уже хорошо представлял свой будущий евангельский круг, поэтому точно знал, в каких местах необходимо побывать. Путь снова лежал через Константинополь, и далее — в Афины, Смирну, Каир, Порт-Саид, Иерусалим. В Иерусалиме был снаряжен караван на Тивериаду, Тир, Сидон, Бейрут. На обратном пути Поленов из Константинополя проехал в Вену и оттуда в Москву. Все путешествие заняло около трех месяцев.
Большой этюдный материал, привезенный из этой поездки, Василий Дмитриевич называл: «Путь Христа в пейзажах». Его спутниками в этом путешествии были художники Александр Алексеевич Киселев, Егише Мартиросович Татевосян и Леонид Васильевич Кандауров — студент естественного факультета Московского университета — в качестве фотографа.
То, что и сам Поленов увлекался фотографией еще во время первого путешествия, подтверждают и его снимок из Египта, и его слова из письма:
«Перед Ренаном мы читали де Солси “Описание Иерусалима” и следили по моим фотографиям за его странствованиями и открытиями, — выходило, точно мы сами странствуем и открываем». Он даже на подмосковной даче в Жуковке в 1888 году, задолго до второго путешествия, оборудовал фотолабораторию. На редкой фотографии из семейного архива Н. В. Поленова и К. А. Коровин позируют в восточных одеждах: Василий Дмитриевич выстраивал композиционное построение картины «Мария Магдалина».
Позднее, после путешествия 1899 года, Поленов, работая над картинами, часто обращался к фотографиям, главным образом в качестве объективного документа. Использование такого «жесткого» вида искусства, как фотография, конечно, несколько неожиданно для художника: у него ведь в руках — кисть и карандаш… Скорее всего, радовала скорость процесса. Можно гадать бесконечно, но именно воспоминания и фотографии Леонида Кандаурова — это драгоценный материал: не только пейзажные зарисовки хороши, но особенно ценны те, на которых снят Василий Дмитриевич. К тому же они дают возможность в подробностях воссоздать детали путешествия, сопоставить пейзажные виды с теми или иными картинами евангельского цикла.
После двухдневного пребывания в Константинополе путешественники на пароходе отправились в Смирну.
«Переход по Мраморному морю был удачный, у Смирны даже степлело и ветер стих, — писал Поленов. — Из-за отсутствия пассажиров каждый имеет отдельную каюту. Эгише энергично и хорошо пишет темперой. Леонид изучает и философствует, фотография у него понемножку удается».
Осмотр Каира путешественники начали с его восточной, мусульманской части — мечети Хасана. Из письма Василия Дмитриевича: «Были в мечети Хасана, это одно из самых гениальных сооружений не только арабо-византийского стиля, но и больше. На другой день отправился на пирамиды, очень жарко, но тем не менее удалось сделать два этюда». А Леонид Кандауров фотографировал…
На основе этюдов Поленов написал картины: «Пошел в Египет», где показан Каир с видом на мечеть Хасана, «И был там» — с землянками египетских крестьян. Он также побывал в селении коптов, где по преданию жил Иосиф с семьей.
Позже, в 1909 году, во время первой выставки картин евангельского цикла в Петербурге, художник, стараясь защитить авторское право, заверил его у нотариуса, сделав краткое описание каждой работы.
Благодаря этому появилась редкая возможность «услышать» голос самого мастера: «Дорога к воротам древнего Мемфиса. На первом плане мост через канал. По дороге на осле едет Мария с Младенцем; за нею — Иосиф и мальчик-погонщик. По сторонам дороги — прохожие-египтяне и группы играющих детей. Справа — женщины черпают кувшинами воду из канала. Вдали — пальмы и обелиски» (Матф. 2, 14). Это — о картине «Пошел в Египет».
В субботу, 10 апреля 1899 года, путники отплыли из Порт-Саида в Яффу, а затем поездом переехали в Иерусалим. Начиналась Страстная неделя, и Поленов хотел быть в эти дни в подлинных местах страданий Христа. В первый день пребывания в Иерусалиме путешественники посетили храм Гроба Господня, расположенный на месте Голгофы (Лобного места). Он стоит там, где, согласно Священному Писанию, был распят, погребен, а затем воскрес Иисус Христос.
К югу от храма Гроба Господня, на месте, где стоит храм Александра Невского, находились Судные врата, ими раньше заканчивался город, который в виде подковы охватывал Лобное место.
На картине «Голгофа» («Стояли вдали») изображен выход из Судных врат, где стоит несколько фигур. Основная часть народа поднимается на холм, предназначенный для казни, справа и слева видна городская стена и ее Северная башня.
В еврейском квартале Поленова интересовали старые иудейские дома с большими комнатами под плоской крышей. Раньше они предназначались для религиозных целей, и Христос с учениками использовал их для собраний, в том числе и для Тайной вечери. Василий Дмитриевич очень просто рассказал об этой картине:
«Внутренность помещения, правая сторона которого отделена колоннами и возвышением. В кругу учеников сидит Христос; светильник освещает всю сцену; чаша с вином стоит перед Иисусом; два апостола, Симон и Фома, обратясь лицом к Нему. Рядом с Ним Иоанн. Слева в просвете виден удаляющийся Иуда» (Мтф. 26, 26; Мрк. 14, 22; Лк. 23, 15; Ин. 13, 31).
Поленов много размышлял над одним из самых горьких событий Евангелия — над предательством. Ход его рассуждений ясно читается в строках его рукописи:
«Из всех апостолов один Иуда Искариот был южанин, чистый семит, и потому чужой галилейским последователям Иисуса. Некоторые из учеников относились к нему очень враждебно и даже приписывали эту вражду своему учителю, хотя этого, кажется, не было. В характере Иуды преобладали черты южного семита или араба: практичность, любовь к деньгам… без широкого кругозора, с совестью, способной быстро изменять свое отношение к данному поступку.
<…> Всё это дает возможность понять психологию человека, запятнавшего себя предательством учителя и друга. По наружности Иуда был, вероятно, красив, как большинство южных семитов, и привлекателен, т. к. Иисус избрал его, чужого человека, в число самых близких участников своего дела».
Дальнейшее путешествие планировалось на лошадях, караваном по дороге, которой возвращался Христос с учениками после Пасхи, из Иерусалима в Галилею, проходя через Самарию. «Наиболее эффектно выглядел Василий Дмитриевич, — вспоминал Кандауров. — В светлом пиджаке, с этюдником на ремне через плечо он ехал на красивом рыжем коне с бирюзовыми уздечками. Всё было в его любимых тонах».
В Самарии остановились в городе Сихем (Наблус), у подножия горы Гаризим. В древности (928 до н. э.), когда Израильское царство отделилось от Иудеи, Сихем стал его столицей.
Путешественники поднялись на гору, откуда открывался вид на Самарию, а на западе виднелась синяя полоса Средиземного моря. Южнее города находился колодец Иакова, у которого, согласно Евангелию, Христос говорил с самарянкой.
Во все время путешествия Василий Дмитриевич в образных рассказах знакомил своих спутников с историей и архитектурой виденных мест. Из Наблуса спутники направились в город Дженин. Дорога лежала вдоль плодородных, бархатно-зеленых полей. Дженин расположен на холмах, за ним расстилается Ездрелонская долина. На востоке видна гора Фавор — место Преображения Господня.
Ездрелонской долиной путешественники проехали в город Назарет, где сохранился каменный водоем, к которому Мария ходила вместе с сыном.
В картине «В Назарете» на первом плане, по словам Поленова, он изобразил Марию с младенцем Иисусом, идущую к колодцу за водой:
«Пред ними невысокая арка над источником; несколько женщин черпают из него кувшинами воду; вдали оливковая роща, тропинка и горы» (Лук. 2, 51).
Василий Дмитриевич изменил и пейзаж, и архитектурное оформление самого источника, в соответствии с постройками подобного рода первых веков нашей эры, которые он мог видеть в других местах Палестины. Колодец расположен там, где Архангел Гавриил явился Деве Марии и объявил, что она родит Сына Божьего — евангельское событие, известное как Благовещение.
Маленький, тесный городок Тивериаду украшал старинный латинский монастырь, стоящий на берегу Генисаретского (Галилейского) озера. Он был окружен пальмами и олеандрами, а с плоской крыши открывался вид на озеро. В этих местах Поленов был в 1882 году. Он любил прозрачную воду озера, тропинки вдоль берега и особенно камни, расположенные в воде и дающие красивые отражения. Один камень был изображен на нескольких картинах: «На Тивериадском (Генисаретском) озере» (1888), «Мечты» (1894) и «Возвратился в Галилею в силе Духа».
Этюды и картины Поленова, посвященные Галилее, поражают изумительной чистотой красок: сине-зеленая, прозрачная вода озера, где противоположный берег окутан дымкой, нежная зелень холмов, древние постройки небольших селений. Таким селением была Магдала. Ее глинобитные лачуги и отдельные пальмы изображены на картинах, посвященных Марии Магдалине. За Магдалой тянется Генисаретская долина.
Живописная дорога вела в долину Табги, где сохранились остатки селения. Два-три дома, сложенные из дикого камня, были обнесены высокой стеной. Кандауров вспоминал: «Чувство реальности личности Христа у Василия Дмитриевича выражалось в том, что найдя дорогу, пробитую в скалах, он говорил: “А может быть, здесь проходил Христос!”...