Найти тему
4traveler

Выходные в Ленинградской области. Прогулка по разрушенному и заброшенному форту Ино

Ленинградская область примечательна не только памятниками природы, такими, например, как Линдуловская роща или Тосненский и Саблинский водопады. К уникальным объектам, расположенным неподалёку от Санкт-Петербурга, можно отнести и старинные фортификационные сооружения, так любимые туристами. Сегодня хочу рассказать об одном из них — форте Ино, расположенном на северном берегу Финского залива. Второе название сооружения — Николаевский форт. Это имя укрепление получило в честь императора Николая II.

Форт Ино в Ленинградской области
Форт Ино в Ленинградской области
Колодец башни
Колодец башни
Спускаемся внутрь
Спускаемся внутрь

Как добраться

Мы доехали до форта на машине, но, судя по онлайн-картам, добраться сюда можно и на общественном транспорте. Вблизи форта расположена остановка «21-й километр». Автобусы и маршрутки отправляются сюда от вокзала Зеленогорска.

Электрички по маршруту «Санкт-Петербург — Зеленогорск» следуют с Финляндского вокзала Северной столицы.

На территории можно встретить множество непонятных простому туристу объектов
На территории можно встретить множество непонятных простому туристу объектов
Многие детали заросли мхом
Многие детали заросли мхом

Какой бы вид транспорта вы ни выбрали, стоит учитывать, что дорога до форта займёт немало времени, в холодное время года лучше выезжать пораньше. В день нашей поездки темнеть начало в районе 16 часов.

Внутри башенной батареи
Внутри башенной батареи
Здесь можно сделать немало необычных фотографий
Здесь можно сделать немало необычных фотографий

Немного истории

Строительство форта велось длительное время, с 1908 по 1916 годы, стоимость его была достаточно велика по меркам того времени и составила около 13 миллионов золотых рублей. На территории находились закрытые и открытые укрепления, а также целая система артиллерийских батарей, оснащенных по последнему слову военной техники. Между батареями были проложены железнодорожные пути для удобства доставки снарядов. Дальнобойные орудия стояли в специальных углублениях и были оснащены поворотными механизмами, обеспечивающими круговой обстрел. По периметру форт был окружен рвами и валом, за которым находилась мощная железобетонная стена.

Тут и там встречаются разнообразные обломки
Тут и там встречаются разнообразные обломки
Судя по информации из интернета, это выносной дальномерный пост
Судя по информации из интернета, это выносной дальномерный пост

Ино надежно защищал Санкт-Петербург с северной стороны Финского залива, с южной же располагался его не менее грозный собрат — форт Красная горка. Вместе они были одними из самых мощных и современных крепостей Российской империи, практически полностью недоступных, как со стороны моря, так и со стороны суши.

Проход в эту часть форта закрыт
Проход в эту часть форта закрыт
По территории проходит несколько удобных дорог
По территории проходит несколько удобных дорог

На пике своего расцвета штат гарнизона насчитывал 5 500 человек личного состава. Но форту так и не удалось реализовать весь заложенный в него потенциал и поучаствовать в реальных боевых действиях. 14 мая 1918 года в соответствии с условиями Брестского мира гарнизон был эвакуирован, а форт взорван. При этом его окончательное уничтожение произошло лишь в 1920 году уже финскими саперами, после чего его восстановление стало невозможным.

Вплоть до 90-х годов XX века на территории форта размещались военные части, которые впоследствии были выведены.

Ржавые консервные банки
Ржавые консервные банки
За один день здесь можно посетить несколько разнообразных объектов
За один день здесь можно посетить несколько разнообразных объектов

Прогулка по форту

Посетить форт мы планировали давно, осень, на наш взгляд, является идеальным временем для его осмотра. Листвы уже нет, при этом температура достаточно комфортная. Прибыв на место, мы были по-настоящему впечатлены масштабом укрепления. Первым, что мы увидели, был земляной вал, за ним нам открылась «изнанка» Ино — очень толстые вывороченные и обрушенные железобетонные перекрытия и стены. Видно, что к строительству подошли основательно.

В сети можно найти непонятное обычному человеку описание этого сооружения — ангар под Т-1 для ракетного комплексов С-75 и С-125
В сети можно найти непонятное обычному человеку описание этого сооружения — ангар под Т-1 для ракетного комплексов С-75 и С-125
Внутри ангара
Внутри ангара

Мы не отказали себе в удовольствии и пробрались в одно из внутренних помещений, затем забрались на крышу самого укрепления, она достаточно большая по площади. Спустившись к подножию постройки, мы наткнулись на несколько провалов в земле, судя по всему, здесь располагалась сеть подземных ходов, похоже, что когда-то она тоже входила в общую систему укреплений. Здесь же под слоем травы проглядывались рельсы, вероятно, их использовали для перемещения грузов и снарядов.

В дальнейшем наш путь лежал по обширной территории форта. За время четырехчасовой прогулки мы нашли ряд земляных и бетонных укреплений, а также развалины более современных боевых частей.

Часть объектов расположена вдалеке от пешеходных троп
Часть объектов расположена вдалеке от пешеходных троп
Многие сооружения достаточно неприметны
Многие сооружения достаточно неприметны

Хочется отметить, что для полноценного осмотра потребуется гораздо больше времени, чем потратили мы, поэтому для себя решили, что обязательно сюда вернемся. Если же вас интересуют фортификационные сооружения, а ехать так далеко и тратить много времени вы не готовы, то рекомендуем обратить внимание на заказник «Западный Котлин» и форт «Шанц» в Кронштадте.

Читайте также: ✔️Музей «Ледокол «Красин». Экскурсия в машинное отделение ✔️Военно-морской музей в Санкт-Петербурге ✔️Велопробег по Дороге жизни. Осиновецкий маяк и музей на берегу Ладожского озера

Подписывайтесь на мой канал на Яндекс Дзене, в YouTube или Вконтакте, ставьте 👍, читайте блог о путешествиях. Будет интересно🌴