Найти тему
Киноглаз

Как понять, что актёр играет хорошо или плохо?

Недавно в статье "Кто-нибудь, уберите уже Петрова! Достал." беседовал с человеком, который был не согласен с написанным, утверждая, что Петров хороший актёр и он на своём месте в фильме "Гоголь. Начало". Я не согласился с ним, и так как статья была выражением зрительского мнения о том, что он чересчур часто появляется на больших экранах, меня упрекнули в не профессионализме.

Это натолкнуло меня на написание данной статьи, где я постараюсь объяснить простым языком, как отличить хорошую актерскую игру от плохой на основе профессиональных трудов. Тут у многих в голове возникнет знаменитая фраза К.С. Станиславского "Не верю", которую мастер применял в тех случаях, когда игра актёра была не убедительной. Говоря иначе, она значит "ты сыграл не достаточно хорошо". А что значит "хорошо" или "плохо" в актёрского игре , как это определить, если разбирать игру актёра "по косточкам"?

Петров в образе Гоголя и Леонардо Ди Каприо.
Петров в образе Гоголя и Леонардо Ди Каприо.

Константин Сергеевич в своё время сам задался этим вопросом и посвятил его изучению всю жизнь, в следствии чего свет увидел его труды, в которых он разработал ту самую "Систему Станиславского", которая по пунктам анализирует, что и как нужно сделать актёру, чтобы его игра была убедительной. Более подробно об этом можно почитать в книге "Работа актёра над собой". Станиславский был первым человеком, который систематизировал обучение актёров и нашёл, так скажем, определённые правила- как делать нужно и как не нужно.

После него, другие педагоги и его ученики дорабатывали, перерабатывали Систему, заходя в какие-то разделы с другой стороны, но суть осталась такой же. Можете приобрести книгу и самим немногочисленно приблизиться к миру актёрского мастерства.

Начнём с самого актёра. Чтобы уметь воплощать людей разных профессий, характеров, мнений и т.д. актёр должен быть пластичным (должен в совершенстве владеть своим телом), с гибкой, но устойчивой психикой, чтобы уметь играть, как интровертов тихонь, так и активных харизматичных лидеров и его манера двигаться, говорить были соответствовали его роли. Актёр должен уметь погружаться в вымышленный мир произведения (даже есть речь идёт о современной действительности) и становиться другим человеком (персонажем), грубо говоря становиться на время психом, который считает, что он Наполеон) Но в отличии от Наполеона, в палате №6, актёр умеет входить в образ героя и выходить из него по своему желанию.

Кончено, с этим нужно быть аккуратным, ведь это может нанести вред психике, но такова цена за правдоподобие. Хочется вспомнить Хита Леджера, которого почти никто, кроме Кристофера Нолана не видел в роли злобного Джокера в фильме "Тёмный рыцарь" и все плевались от выбора актёра на столь культовую роль, Леджер же очень серьёзно отнёсся к роли и довольно долго к ней готовился, запирался на долгое время в номере отеля, изучая поведение персонажа, его мысли, то как он действует и почему. Все это очень помогло ему, и мы увидели в фильме настоящего психа. К сожалению, как говорят близкие актёру люди, эта роль повлияла на него слишком сильно, от чего у него возникли проблемы, которые, как говорят, и привели актёра к смерти.

Сложные роли требуют больше затрат на воплощение, больше времени и мысленных усилий для наполнения образа персонажа. Актёр должен знать про своего героя всё: кем были его родители, какие у него были с ними отношения, с кем он общался, какие события из прошлого на него повлияли, от чего он стал таким, какой он есть, когда был его первый поцелуй и с кем, при каких обстоятельствах и так далее. Обладая этими знаниями, актёр сможет объяснить, почему в данной ситуации персонаж поступил именно так, что его сподвигло на это и соответсвенно сможет ли он органично сыграть эту роль.

Актёрские работы.
Актёрские работы.

Актёр должен уметь и быть готовым к тому, что ему нужно будет сыграть сложные эмоциональные моменты, такие как: безумная радость от выигрыша в лотереи или наоборот потерю единственного любимого человека, и естественно показать это нужно так, чтобы это выглядело реалистично, как в жизни, иначе зритель не поверит актёру и вся иллюзия кино или театральной постановки развалится. А самое главное, он должен это не сыграть, а прожить, в чем и заключается главная сложность актерской профессии.

Умение перевоплощаться в персонажа - одно из главных умений хорошего актёра. Если актёр играет самого себя в каждом фильме - то либо ему попадаются типажные роли и он не способен показать большее. Порой типажные роли губят хороших актёров, не давая им раскрыться по полной, но бывает и обратная ситуация, когда актёр может сыграть только гопника из Чертаново и ничего сложнее сыграть у него не получится. Напишите свои мысли в комментариях по поводу актёрской игры, также ставьте лайк, если статья вам понравилось.