Найти тему
Ты ж психолог

Про успехи большие и маленькие

Принято считать, что успех это нечто масштабное, некий результат, который заметен всем и вызывает у всех как минимум одобрение, а максимум восторг и зависть. В то же время успех редко бывает внезапным и это всегда череда шагов. Я бы назвал эти шаги локальными успехами. Именно про них я бы хотел порассуждать в этой статье. Как говорится: "Дьявол в деталях".

Почему-то в наших широтах локальные успехи принято как минимум не замечать, а чаще всего обесценивать,тем самым как бы "мотивируя" того кто этот локальный успех достиг. Например, школьник, который учится в среднем на 2-3 балла вдруг усваивает тему или находит в предмете для себя что-то интересное, отлично справляется с заданием у доски и ответами на все вопросы учителя. Конечно же абсолютно заслуженно ожидает пятерку за свой локальный успех, но в дело вступает учитель-мотиватор советской закалки. За отличное выступление "двоечнику", в целях мотивации он сообщает примерно следующее: "Ответ твой конечно хорош, но если бы ты так постоянно учил, то можно было бы поставить пять, а так пока только три балла (или 4 с минусом)". Что?! Какого фига?! Внутри ученика поднимается бунт и волна негодования на такую несправедливость. Все его усилия просто проигнорированы! Как думаете, захочет ли он в следующий раз прилагать усилия для хорошей подготовки к ответу? Нет конечно... Я не знаю остались ли подобные методы учительской мотивации в школах сейчас, но 20 лет назад и ранее были сплошь и рядом.

Или пример родителя-мотиватора. Ребенок принес пятерку за контрольную, диктант или сложную тему, в любом случае давшуюся ему с трудом. Естественным желанием ребенка будет получить от родителя признание за локальный успех. Но! На предъявление своего успеха он обратно получает примерно следующее: "Молодец, но надо чтобы пятерки были в четверти и в году, а для этого нужно все время стараться". То есть успех здесь и сейчас обесценивается в сравнении с чем-то большим и значимым там и тогда. Лично у меня в ответ на такую мотивацию появляется апатия вместо желания, а также сомнение в том, что мои успехи и дальше будут замечены и оценены. Потому что пять в четверти сравнят с годовой пятеркой. Годовую пятерку могут обесценить на фоне того, что круче быть вообще "круглым" отличником, а круглый отличник по итогам года еще должен будет закрепить такой же результат в аттестате, а пока это только репетиция и нигде не зачтется в дальнейшем... и т.д. и т.п. В итоге идеал не достижим, а любой успех всегда подвергнут сомнению и остается локальным. Потребность в признании хронически фрустрирована.

-2

И вроде бы подобные методы мотивации призваны бороться с зазнайством и досрочным почиванием на лаврах, но что получается на выходе? В итоге, ко взрослой жизни подходит человек совершенно неуверенный в себе и заведомо сомневающийся в своей успешности. Ведь если у него и начнет что-то получаться, то вряд ли он сможет достичь в этом деле значимых результатов. При том он сам уже привыкнет так относиться к себе и своим успехам, практически любым. Любая положительная обратная связь будет пролетать мимо ушей, а критика в очередной раз подтверждать, что он ни на что не способен. Ведь так было всегда.

Какой вывод можно из этого сделать? Наверно про то, что локальный успех не менее важен, чем глобальный, а может даже и более. Гораздо больше примеров того, что люди еще в юном возрасте теряют мотивацию от отсутствия похвалы и признания, чем зазнаются и перестают прогрессировать от похвалы. Да, примеры опускания рук после лестных слов тоже имеют место, но там похвала гораздо больших объемов и уже после достаточно значимых достижений. В случае же с локальными успехами вера в себя и мотивация итак достаточно хрупки, добить их критикой и обесцениванием проще простого. Также концентрация на большом результате уводит в сторону фокус от процесса, который тоже вполне можно считать локальным успехом. Да, вы можете не бегать 5 км на спортивный разряд, но вы регулярно совершаете пробежки, тем самым поддерживая себя в отличной физической форме и это уже успех, а не фигня какая-то. Не стоит скупиться на похвалу и поддержку для ребенка (внутреннего в том числе) или человека, который делится с вами локальными успехами, возможно просто заметить их будет гораздо важнее, чем "в качестве мотивации" похвастаться в ответ или рассказать как один ваш знакомый добился гораздо больших результатов на этом поприще.

P.s. Когда вы критикуете ребенка он не перестает любить вас, он перестает любить себя. А детство человека на 100% состоит из локальных успехов таких же как у остальных 7,7 млрд человек, поэтому так важно уметь замечать их.