В журнале «Энергетическая политика» вышло интервью вице-президента СПбМТСБ Дмитрия Чекалкина об экспортных аукционах на нефть.
В материале подробно описано, как устроены торги на нефть и приведено сравнение традиционных тендеров на покупку российской нефти с механизмом предложенным биржей.
Из интервью вы сможете узнать, как проходили первые экспортные аукционы, о том, что первопроходцем в области использования нового механизма в торгах нефтью стала компания «Зарубежнефть», а нефтепродуктами – «Татнефть». Отмечены выгоды, которые получают российские экспортеры и трейдеры, участвуя в экспортных торгах.
«Регулярная продажа через биржевые онлайн-аукционы по 100 тысяч тонн нефти в неделю (а это примерно одна танкерная партия) позволяет создать вполне репрезентативный и надёжный ценовой индикатор, – отметил Дмитрий Чекалкин.
Оригинал интервью опубликован на сайте журнала "Энергетическая политика"
Онлайн-аукционы – это новый шаг к формированию ценовых индикаторов на российскую экспортную нефть
— В сентябре 2020 года СПбМТСБ запустила первые онлайн-аукционы по продаже нефти и нефтепродуктов на экспорт. В чем принципиальное отличие этого механизма от ныне действующей практики проведения экспортных тендеров?
— На международном нефтяном рынке сложилась следующая практика: нефтедобывающие компании продают большую часть своей продукции по долгосрочным контрактам. Их основное преимущество – стабильность поставок и возможность планирования основной деятельности на долгосрочную и среднесрочную перспективу. Однако, планируя объёмы предстоящей добычи, компании всегда оставляют себе возможность дополнительных продаж в случае изменения конъюнктуры.
— В сентябре 2020 года СПбМТСБ запустила первые онлайн-аукционы по продаже нефти и нефтепродуктов на экспорт. В чем принципиальное отличие этого механизма от ныне действующей практики проведения экспортных тендеров?
Потенциальные покупатели фиксируют каждое изменение цены и могут оперативно реагировать на ход аукциона, выставляя свою оферту
Приняв такое решение, компания уведомляет потенциальных покупателей о своём намерении провести экспортный тендер и выставить на продажу то или иное количество нефти или нефтепродуктов. На первом этапе приглашённые к участию в тендере потенциальные импортёры в закрытом режиме подают ценовые предложения (оферты), то есть никто из них не владеет никакой информацией, кроме данных о собственной заявке. На втором этапе организатор тендера также в закрытом режиме предлагает участникам делать предложения по улучшению условий наиболее выгодного – с точки зрения организатора – предложения первого этапа. Именно в этих целях ими и проводятся среднесрочные и краткосрочные тендеры. Речь может идти о поставках в течение предстоящего полугодия, квартала и даже месяца.
Второй этап проходит уже в форме онлайн-аукциона на повышение начальной цены. Каждый участник торгов видит все поданные в электронном виде заявки на покупку без упоминания названия компаний. Таким образом, все потенциальные покупатели фиксируют каждое изменение цены и имеют возможность оперативно реагировать на ход аукциона, выставляя собственную оферту.Российская нефть Urals торгуется с дисконтом к североморской Brent. На тендерах же участники торгов обычно имеют возможность предложить премию к формуле цены, оговоренной организатором. Иностранная компания, чьё ценовое предложение, сделанное на втором этапе тендера, предусматривает максимальную премию, становится победителем и заключает контракт. Но может быть и так, что условия, предложенные потенциальными покупателями, не устраивают нефтяную компанию. В этом случае она объявляет тендер несостоявшимся, то есть у организатора тендера нет обязательства заключить сделку, и он на любом этапе может его прекратить.
— Что происходит на этапе онлайн-аукциона и что он дает участникам торгов?
— После получения индикативных заявок первого этапа и выявления оферты с максимальной ценой, компании-экспортёры, вместо того чтобы, как прежде, вести серию двусторонних телефонных переговоров, пригласили потенциальных покупателей-нерезидентов делать ценовые предложения второго этапа в режиме реального времени и в открытой конкурентной борьбе выявить победителя.
На первом этапе, как и прежде, продавец направил зарегистрированным потенциальным покупателям приглашения присылать свои ценовые предложения, используя электронную платформу биржи, через которую они также получают доступ к полному комплекту документации, содержащему условия сделки. Сбор оферт ограничен по времени. Никто из потенциальных импортёров не имеет информации о предложениях конкурентов.
Для удобства компаний-продавцов СПбМТСБ может адаптировать свои электронные платформы индивидуально для каждого отечественного экспортёра нефти и нефтепродуктов. Более того, нами принято решение в первое время оказывать услуги по их организации за символическую оплату, не зависящую от полученных продавцами дополнительных доходов, чтобы компании могли в максимальной степени сохранить действующие в настоящий момент внутренние процедуры и не несли никаких дополнительных издержек на этапе обкатки и изучения предложенных биржей решений. Как обычно, покупатель, предложивший самую большую премию к формуле цены, является победителем тендера, после чего, как и всегда, от экспортёра, выставившего партию товара на торги, зависит, будет ли на этих условиях заключён договор купли-продажи или же он посчитает премию недостаточно высокой. Длительность торгов в режиме реального времени ограничена 30 минутами.
Подобный механизм выявления цены демократичен, оперативен, гибок и, что очень важно, нацелен на заключение реальных сделок, то есть не может быть сведён лишь к индикации интереса продавцов и покупателей. Он способен значительно адекватнее отражать как краткосрочную, так и среднесрочную конъюнктуру рынка российской нефти. Когда все участники видят премию к ценовой формуле, предлагаемую их конкурентами, торги приобретают состязательный характер. Это позволяет создать конкурентное давление, способствующее более адекватному отражению текущей рыночной ситуации.
Важным преимуществом должна стать определённость при решении логистических вопросов, прежде всего, возможность выбора даты позиции в позиционном графике в порту отгрузки по специальной процедуре согласования с участием СПбМТСБ и компании «Транснефть», которая в официальном письме в наш адрес сообщила, что приветствует использование онлайн-аукционов по реализации нефти на экспорт, проведенных на биржевой электронной платформе.
— Каковы итоги первого онлайн-аукциона и насколько они будут популярны в дальнейшем?
— Первопроходцем стала компания «Зарубежнефть». Компания действовала в рамках своего ежеквартального экспортного тендера. В ходе торгов трейдеры приобрели три полные танкерные партии по 100 тысяч тонн каждая, по одной в октябре, ноябре и декабре текущего года. В ходе онлайн-аукциона, к которому было допущено девять покупателей, сделано 12 шагов. Премия к формуле ценообразования, величина которой, собственно, и была предметом торгов, увеличилась на 50 % по сравнению со стартовой.
Затем, с интервалом чуть больше недели компания «Татнефть» также впервые реализовала на экспорт уже нефтепродукты и тоже с отгрузкой из порта Приморск. На торгах в режиме реального времени были проданы две танкерные партии топлива, произведённого на заводе «ТАНЕКО» по 60 тысяч тонн каждая.
Такие онлайн-аукционы хорошо вписываются в общую структуру торгов. Поэтому мы исходим из того, что процесс привыкания к ним не будет долгим. Биржа будет предлагать всем нефтяным компаниям применять данный механизм торгов.
Именно в русле описанных тенденций ведет свою работу наша биржа, общие усилия с отечественными ВИНК и регуляторами создают почву для усиления влияния России на международном нефтяном рынке и роста эффективности от реализации нефтяного сырья, добываемого во все более сложных условиях.
— Каков должен быть объем необходимой ликвидности?
— Регулярная продажа через биржевые онлайн-аукционы по 100 тысяч тонн нефти в неделю (а это примерно одна танкерная партия) позволяет создать вполне репрезентативный и надёжный ценовой индикатор. В этом случае в перспективе можно будет ставить задачу их проведения сначала на ежемесячной, а затем и на еженедельной основе. Сейчас мы работаем над тем, чтобы они проходили в строго определённом интервале, так называемом «биржевом временном аукционном окне». Конкретно речь идёт о периоде с 20‑го по 25‑е число каждого месяца.
Предметом аукционного этапа тендерных процедур на сегодняшний день является премия к формуле цены, по сути, величина ценового дифференциала Urals к международному ценовому эталону физического рынка нефти Dated Brent.
Полученные ценовые индикаторы позволят построить «форвардную кривую», отражающую перспективные ожидания активных участников рынка, что, в сочетании с рынком нефтяных фьючерсов и биржевых опционов, даст в руки участников рынка инструменты страхования цены (хеджирования) на наш стратегический экспортный ресурс – нефть. Работа на рынке нефтепродуктов может быть построена по аналогичному алгоритму.
— Рынок нефти становится все более неопределенным, макроэкономические факторы играют на нем все меньшую роль, зато все большее значение приобретают финансовые и геополитические факторы. Кроме того, важную роль начинает играть климатический фактор. Готова ли биржа адаптироваться к меняющимся условиям?
— Скорее всего мы никогда не сможем определить, движет ли финансовый рынок физическим или наоборот, поскольку очень сложно построить теоретическую модель, которая учитывала бы множество факторов, влияющих на цены на нефть, не говоря уже о возможности тестировать такую модель эмпирически.
При этом следует ожидать, что в ближайшие годы мы увидим изменения в существующих рыночных структурах и местах ценообразования, поскольку спрос со стороны Китая и Индии будет продолжать расти по сравнению с более слабыми моделями потребления в США и ЕС.
Вдобавок к этому ряд стран готовят почву для различных мер по борьбе с изменением климата. Такие шаги могут существенно повлиять на доступность будущих инвестиций в разведку и добычу и на стимулы для таких инвестиций.
В некотором смысле инвесторы уже ожидают, что традиционная энергетика сильно пострадает в ближайшие годы. Такая новая реальность может потребовать таких изменений в существующую систему нефтяных ценовых эталонов.