мужик с лопатами.
Художник Андрей Подшивалов рассказывал, что как то раз он ехал на машине и увидел человека с лопатами. Он нес их на своих плечах. Лопаты были наработанные, поблескивали холодным металлом, с налипшими комьями свежей земли.
Он понял, что мужик идет с кладбища. Сама деревенька Серебреники небольшая, и все тут друг друга знают. Андрей тоже знал этого человека. Этот мужик был любитель выпить и подрабатывал тем, что копал могилы.
Деревенька Серебреники рядом с Академической дачей, где живут и работают художники, пишут картины, этюды на пленере. Потихоньку художники расселились вокруг, прикупив дома в соседних деревушках.
Ни одно поколение художников здесь работало, и не один художник был похоронен на этом тихом деревенском кладбище рядом с Академической дачей. Это место известно многим.
Андрей Подшивалов остановился и поговорил с мужиком, образ которого нес такую трагичную и неотвратимую ноту, что художник решил тогда написать картину. И написал.
Красивый силуэт сосенок как у Шишкина, рядом кладбище, где покоятся люди, которых художник Андрей Подшивалов знал лично. Это жители всех окрестных деревень, которые практически на глазах художника уходили в небытие.
Новые Кочища, Старые Кочища, Серебреники, Валентиновка, Подол – жителей этих деревень хоронили там. Когда художник Андрей Подшивалов идет по деревенскому кладбищу в Серебрениках, то видит много знакомых имен.
Там похоронен Козельский Петр Николаевич, директор Академической дачи. Там лежит и художник Гришка Чайников –
жизнерадостный и веселый человек. Казалось, что он будет жить долго, а он угомонился и нашел свое пристанище здесь, на маленьком деревенском кладбище. И может этот же мужик и выкопал ему могилу.
Мужик с лопатами напоминает всем нам о бренности бытия. Его капюшон как у средневекового монаха прикрывает лицо. Он курит и отдыхает, смотрит из-под плаща. Его лица не видно, только часть глаз, внимательных и колючих. В кармане портвейн, а в самой позе усталость. Глядя на него, становится жутко.
Он как бы спрашивает: «Ну что брат, ты следующий? А может кто-то другой?». Человек с лопатами стоит на развилке и ждет, кому еще нужно копать. Дорога поворачивает на кладбище, и хочется скорее проехать мимо.
Плывут по небу свинцовые тучи, моросит мелкий дождик, чувствуется неприкаянность души. Вся работа написана в суровом и сдержанном ключе.
Это работа грустная, даже депрессивная. Ведь жизни бывает не только веселье, она иногда жестокая и трагичная. Это все грани нашей жизни.
Творчество художника тоже несет разные эмоции. В картине Андрея Подшивалова «Человек с лопатами» есть печаль и предчувствие ухода. Нам нужно ценить радость бытия, каждый момент жизни, любить жизнь, пока есть время.
Нужно как-то трезветь и избавляться от иллюзий, что все бесконечно. Жизнь коротка, и это нужно принять и ценить саму возможность жить.
В работе есть и кусочек надежды. Художник пишет лопаты на фоне небольшого просвета в тучах, где голубое небо. Андрей
Подшивалов надеется, что после смерти души вознесутся в вышину, в небесную синь, куда направлены лопаты.
Царства небесного всем ушедшим. Этот человек провожает людей в Царство небесное, своими острыми лопатами копает землю, совершает обряд. А душа уходит ввысь.
В иной мир, где светло и царствует любовь. Где мы встретим всех своих родных и близких людей. И будет там суд, и будет там истина, и благодать для тех людей, кто ушел туда.
В этом есть нота оптимизма в этой трагичной, по сути, работе.
А нам остается остановиться среди суеты и задуматься, если ли вообще смысл в этой суете. Сколько осталось нам еще жить на этой земле, и все ли мы успели сделать.
Искусствовед Тяглова Наталья Владимировна