3,8K подписчиков

Как одним изображением заменить тысячу слов

226 прочитали

Недавно мы в ФотоДепартемент участвовали в организации конкурса "Морская Линия" в Севкабель Порт. Финалом конкурса стала site-specific выставка в пространстве порта. Выставка работает до

Внутри конкурса мы публиковали небольшие заметки для участников и зрителей с подборками фотопроектов и нашими комментариями к ним.

Изначально они должны были помочь настроиться на волну нашей концепции, но, на самом деле, то, о чем мы рассказали, полезно знать для того, чтобы, в общем, проще ориентироваться в горизонте практик современной концептуальной фотографии: и зрителям и авторам.

Сегодня мы расскажем о том, как одним изображением можно сообщить больше, чем с помощью множества слов.

О фотографиях можно говорить очень долго, но их главное достоинство - наглядность, иногда можно сказать все одним изображением. Мы коснёмся основ анализа фотографии, которые помогут делать ваши работы сложнее и интереснее

Мы будем опираться на систему известного американского фотографа Стивена Шора, которая изложена в книге The Nature of Photographs ("Природа фотографий"). Шор предлагает делить формальные признаки каждого изображения на четыре элемента:

- Плоскость

- Рамка

- Время

- Фокус

Плоскость

Фотография преобразует объемный мир в плоское изображение. Нам кажется, что фото - это точная копия реальности, но это всегда трансформация.

Châsse-sur-Rhône, 2010, © Georges Rousse / ADAGP
Châsse-sur-Rhône, 2010, © Georges Rousse / ADAGP

Лучше всех это показал французский художник Жорж Русс. Он самостоятельно делает объёмные инсталляции, которые можно наблюдать только из одной точки. А под другим углом может показаться, что это просто беспорядочные пятна в помещении.

Прочитать о фотографиях Жоржа Русса можно здесь

Обязательно посмотрите, как художник рассказывает о своих работах:

https://youtu.be/AEFjsxMAzuk

Рамка

По словам Стивена Шора, Рамка - то, что организует пространство кадра. Если живописец начинает с пустого холста, то холст для фотографа - окружающий мир. И его задача не привносить что-то на белый лист, но отсекать лишнее. Поэтому рамка - пожалуй, главный инструмент фотографии. Её границы решают, что будет видеть зритель, а то нет.

Разворот. Spread, Natural Deceptions, © Natalie Krick
Разворот. Spread, Natural Deceptions, © Natalie Krick

Американский фотограф Натали Крик посвятила серию Natural Deceptions («Естественные обманы») своей семье и семейным отношениям. Обратите внимание, как автор использует рамку кадра на фотографии "Мама и папа, свидание в ok cupid №2".

Мама и папа, свидание №2, Mom and Dad, ok cupid date #2, Natural Deceptions, © Natalie Krick
Мама и папа, свидание №2, Mom and Dad, ok cupid date #2, Natural Deceptions, © Natalie Krick

Художница совмещает два кадра: на фоне - портрет родителей, а сверху - автопортрет с молодым человеком на свидании. Оба сюжета существуют параллельно, взгляд падает на неожиданное вкрапление, а сюжет всей работы рассказывает уже не о конкретных людях, а о стадии отношений, которые переживает каждая пара в мире.

Подробнее о работах Натали Крик прочитайте в специальном тексте

Время

Принято считать, что фотография - это всегда момент. Но, если быть точнее, это очень малый отрезок времени: доли секунды, но чаще и быстрее в тысячи раз. Обычно мы не замечаем этого, ведь промежуток настолько короткий, кадр получается четким, и кажется, что весь кадр "схвачен на лету".

Но когда мы делаем несколько снимков подряд - мы отчетливо видим движение, через него мы замечаем и ход времени. Посмотрите на портреты, сделанные японским дуэтом Nerhol. Попробуйте угадать, как у них получились такие фотографии?

Узнать, что такое современный портрет, вы сможете по ссылке:

А в этом видео - посмотреть как дуэт Nerhol делает свои фотографические скульптуры:

https://www.youtube.com/watch?v=rs2eEmc_LbU

Фокус

Это детали и элементы, которые направляют внимание зрителя внутри изображения. Фокус на фотографии можно обозначить не только технически (самое частое - глубиной резкости), но и смысловыми приемами.

Хороший пример - проект "Фигура фантазма" художника Олега Савунова. На каждой фотографии мы видим дом и повторяющуюся фигуру. Если присмотреться - поймем, что это фигура одного и того же человека, а дома очевидно разные. Таким образом, наше внимание смещается от снимка - к сюжету - почему этот человек сфотографирован в разных домах? Какая история за этим стоит?

Олег Савунов, из серии «Фигура фантазма», 2017. © Олег Савунов
Олег Савунов, из серии «Фигура фантазма», 2017. © Олег Савунов

Прочитать про серию "Фигура фантазма" и понять, что она касается каждого можно здесь

Текст: Юрий Гудков

Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.