В Нижнекамске, по данным управления образования, не хватает учителей начальных классов, математики, физики, информатики, русского языка и литературы. Причём не первый год. В российских школах вообще с каждым годом учителей становится всё меньше - к такому выводу пришли в Институте образования Высшей школы экономики. А количество школьников увеличивается. Чаще всего не хватает учителей математики, иностранного и русского языков - эти предметы поручают вести другим педагогам, так что формально ставки закрыты. «ВГ» выяснила, как отразилась весенняя «дистанционка» на количествучителей и готов ли город привлекать в школы молодые педагогические кадры.
МНОГО ВАС, А ОН – ОДИН!
По данным авторов исследования ВШЭ, дефицит педагогов есть и в городе, и на селе. Молодые преподаватели либо вообще не идут в школы, либо быстро увольняются, так что детей учат те, кому уже за…
Исследователи аналитического агентства Skyeng, изучив проблему в странах СНГ, тоже пришли к выводу, что в России с каждым годом уменьшается количество учителей, а вот школьников становится всё больше: в 2019 году в России на тысячу школьников приходилось 80 учителей, к 2023 году этот показатель уменьшится до 78. Это может привести к снижению качества образования. «Эти данные говорят о размерах классов, о привлекательности профессии учителя и о том, насколько качественно учитель сможет доносить информацию до каждого ученика. В каждой стране эта ситуация ухудшается. Но в России, по сравнению с другими странами СНГ, соотношение хуже всего», - отметили аналитики. Аналитик компании Skyeng Дмитрий ЧЕХИН считает, что главная причина сокращения количества учителей - низкие и неиндексируемые зарплаты при постоянно растущей нагрузке. «Это приводит к тому, что действующие педагоги либо уходят из школ, либо меняют профессию, а будущие учителя, то есть сегодняшние студенты педвузов, не идут работать по специальности», - считает эксперт.
БЕРУТ УДАР НА СЕБЯ
В школах Нижнекамска и Нижнекамского района трудятся 1900 учителей - на 7 меньше, чем год назад, сообщили «ВГ» в управлении образования. В этом учебном году в полк учителей прибыли 42 молодых специалиста, выходит, за год уволились 49 учителей. В среднем на одного нижнекамского учителя приходится 17 учеников.
Нижнекамску нужны 33 учителя 1-4 классов, 29 учителей математики, физики и информатики, 26 учителей русского языка и литературы, 7 учителей технологии, 6 учителей химии и биологии. Чтобы учебная программа выполнялась и дети могли получать положенные знания, действующие учителя принимают удар на себя - работают с увеличенной нагрузкой, призналась и. о. начальника управления образования Айзиряк РАМАЗАНОВА.
Судя по данным аналитического центра «Авито работа», средняя зарплата российских учителей по итогам второго квартала 2020 года - меньше 31 тысячи рублей. Самую высокую среднюю зарплату получают московские учителя - 51,6 тыс. рублей, педагоги из СанктПетербурга зарабатывают в среднем 35,1 тыс. рублей, екатеринбургские педагоги - 29,8 тысячи рублей. Наименьшая средняя заработная плата зафиксирована в Волгограде - всего 20,6 тысячи рублей. Нижнекамский учитель, судя по данным управления образования, зарплатой не обижен: в среднем местные сеятели разумного, доброго, вечного получают 35 249 рублей. Средний возраст нижнекамского учителя - 44,2 года (в прошлом учебном году - 43,9 лет).
НИКТО НЕ ХОЧЕТ СТАТЬ МИЛЛИОНЕРОМ
В нижнекамские школы учителей пытаются заманить программой целевой контрактной подготовки педработников. По этой программе сейчас учатся 23 студента-нижнекамца, 4 учителя после прохождения подготовки приступили к работе: трое - в 2019 году, один - в 2020м. Муниципалитет выдаёт молодым специалистам подъёмные - 10 тысяч рублей.
- Также молодым педагогам посвящена одна из программ Стратегии подготовки педагогических кадров НМР, принятая в 2019 году. Молодых специалистов прикрепляют к наставникам, даётся методическое сопровождение, оказывается помощь для участия в грантах и конкурсах, организуются тренинги по адаптации, мотивации, стрессоустойчивости, эффективному общению с родителями и детьми, - рассказала Айзиряк Рамзиновна.
Привлечь учителей в сельские школы должна была программа «Земский учитель», стартовавшая в этом году. Но увы! - хоть нижнекамские сельские школы и участвуют в этой программе, ни одного желающего учить сельских ребят не нашлось! Не сработал и весомый бонус - единовременная выплата в размере 1 млн рублей (на Дальнем Востоке - аж 2 млн рублей).
Программа рассчитана на сёла, рабочие посёлки, посёлки городского типа и города с населением до 50 тысяч человек. Приезжий учитель должен переехать туда, где планирует работать, на постоянное место жительства, у него обязательно должны быть педагогическое образование и диплом вуза или ссуза с действительной аккредитацией. Желательно, чтобы претендент на роль сельского учителя имел хотя бы минимальный педагогический стаж - не меньше 3 лет. За миллион придётся отработать в сельской школе не меньше 5 лет. Учителя сами могут решить, на что потратить миллион.
УРА, ЭКЗАМЕНОВ НЕ БУДЕТ!
После введения весной режима самоизоляции и дистанционного обучения учителей в местных школах меньше не стало, отметили в управлении образования.
Сейчас на плечи и без того загруженных классных руководителей легли новые обязанности: ежедневный учёт термометрии учеников своего класса, проветривание кабинетов на переменах. И всё же, признаются местные учителя, коронавирус их пугает не настолько, насколько убивают желание работать по профессии низкие зарплаты. Вымотала их и «дистанционка».
- Школы не были готовы к переходу на дистанционное обучение - каждая приспосабливалась как могла. Так что учителям весной было тяжело как никогда. Нет у нас единой платформы, где можно было бы учить и учиться дистанционно: «Еду.татар» весной тут же рухнул, когда на сайт начали заходить со всех городов и сёл Татарстана. Так что ждём новую «дистанционку» с коллегами как страшный сон. Однако только из-за пандемии никто из моих знакомых учителей не уволился - но есть те, кто нашёл более высокооплачиваемую работу, - призналась «ВГ» учительница русского языка одной из нижнекамских школ.
- Осенние пришкольные лагеря - это был дурдом! - сетует другая учительница. - Детей вообще никуда нельзя было водить, так что педагоги должны были развлекать их сами. Мы выкручивались как могли, а доплаты никакой не получили. Родителям-то было очень удобно - дети во время каникул пристроены. А многие учителя начали вторую четверть неотдохнувшими.
Но, в один голос признаются нижнекамские педагоги, нет худа без добра: учителя были неимоверно рады тому, что изза пандемии отменили экзамены для 9-классников - может, даже больше, чем сами школьники.
Как бы ни было тяжело, учителя готовы всё стерпеть: и необузданных школьников, и родительские капризы и упрёки, и бумажную волокиту, которой приходится уделять едва ли не больше времени, чем прямой обязанности - учить детей. Всё, кроме низких зарплат. Судя по рейтингу стран с самыми высокими зарплатами учителей в 2020 году, учитель из Люксембурга зарабатывает 6666 долларов в месяц (по нынешнему курсу - больше 513 тысяч рублей), в Швейцарии - 5833 доллара, в Германии - 5166 долларов. Учитель из Португалии получает 2750 долларов, из Франции - 2666 долларов. Увы, российские учителя богаты только знаниями.