Найти тему
Классическая ГИТАРА

Почему существует только теория западной музыки?

Обычно, когда люди изучают музыку академически, они изучают европейскую теорию музыки. Однако, во всём мире существуют разные теории и способы создания музыки. Почему же мы говорим о музыке в основном (а подчас и исключительно), используя европейскую теорию?

Это похоже на большинство вещей, в которых европейская или западная точка зрения рассматривается как «высшая» или «истинная». Может, западная музыка была попросту навязана остальному миру, а другие подходы были злонамеренно отодвинуты в сторону?

Послушаем, как можно ответить на такой вопрос.

Утверждение в самом вопросе неверно, и это происходит из-за непонимания того, что такое теория музыки. Суть теории музыки в том, что сама музыка стоит на первом месте, и только затем разрабатывается некая «теория» для объяснения её природы.

Итак, музыкальная теория, которую мы используем, чтобы говорить о большом количестве музыки, изначально была разработана для объяснения музыки западной классической традиции.

В частности, в XIX веке этот корпус теории стал очень проработанным и уточнённым, чтобы прояснить такие сложные вещи, как музыка Бетховена, с её скоростью гармонических изменений, сложным использованием тем, развития, сонатной формы и так далее.

Теоретик музыки Генрих Шенкер разработал свою технику музыкального анализа специально, чтобы говорить и описывать то, что он считал основополагающим в произведениях Бетховена и других композиторов той эпохи. Шенкер стремился показать, среди прочего, что независимо от того, насколько сложно музыкальное произведение в целом, его фундаментальная форма на самом деле достаточно проста. Он сделал обширный и подробный анализ многих западных музыкальных произведений, стремясь продемонстрировать это снова и снова.

Эта тенденция сводить музыку к какой-то простой «основной» структуре, на самом деле, является недостатком с точки зрения критиков Шенкера. Почему мы должны рассматривать «поверхностные» явления музыки как менее важные? Например, техники мотивного анализа совершенно по-другому смотрят на музыку.

Ещё одна проблема с анализом Шенкера и другими видами анализа, разработанными для изучения музыки западной письменной традиции, заключается в том, что анализ имеет тенденцию становиться непродуктивным, когда сталкивается с музыкой, в которой нет оживлённого гармонического движения. Каноническим примером является ранее популярная музыка времён Второй мировой войны. Вы можете провести хороший шенкеровский анализ некоторых поп-песен, но не всех. То, что он не учитывает — это одна из вещей, которую люди, любящие популярную музыку, считают очень важной: вопрос тембра.

Тембр, по сути, не является важным фактором в западной музыкальной теории в целом, но чрезвычайно важен для музыкальных слушателей популярной музыки. Например, гармонический анализ не видит никакой разницы между разными записями одной и той же музыки, исполненной на дорогих или дешёвых синтезаторах, а слушатели видят.

Итак, почему мы не использовали, например, теорию индийской классической музыки для анализа западной музыки? Неужели нас заставил это сделать это какой-то пережиток колониализма?

Есть много достойных сожаления пережитков колониализма, но причина того, что мы не используем теорию индийской классической музыки для описания западной музыки, заключается не в том, что мы считаем её неполноценной. Причина в том, что она не была разработана для описания западной музыки. Она не может учесть особенности западной классической музыки, которых нет в индийской классической музыке.

И наоборот, мы не используем концепции, разработанные для анализа музыки Бетховена, для описания индийской классической музыки, потому что это было бы похоже на попытку перевести отрывок с санскрита на английский с помощью немецко-английского словаря.

Если мы хотим понять индийскую музыку, нужно читать книги, посвящённые теории индийской музыки, и такие книги есть.

Индийская классическая музыка очень, очень отличается от западной классической музыки. Во-первых, в ней нет гармонического движения в нашем понимании. Одна из наиболее легко узнаваемых черт индийской классической музыки — это бурдон, который обычно является тоникой используемой гаммы, хотя также могут быть и другие варианты.

Кроме того, есть тот факт, что исполнение индийской раги обязательно содержит большое количество импровизации. Никакие два исполнения любой одной раги не могут быть идентичными. Это полностью противоречит теории западной классической музыки, которая предполагает фиксированную идентичность произведения в нотах.

Иногда в книгах по теории индийской музыки можно встретить западные обозначения и различные аспекты западной теории. Они используются с той оговоркой, что работают только как приближения к тому, что происходит в индийской музыке.

Чтобы понять индийскую музыку, мы должны понять, как сами музыканты думают о ней. Это означает отказ от предвзятых представлений о композиции и исполнении, которые унаследованы от западной практики.

То же самое касается любой формы народной музыки, и это вам скажет любой этно-музыковед. Классическое исследование Джона Миллера Чернова игры на барабанах Эве в Гане, «Африканский ритм и африканская чувствительность» содержит некоторые транскрипции в западной нотации. Однако, автору пришлось изменить нотацию, чтобы отразить природу музыки, например, опуская тактовые черты. И настоящая ценность книги заключается в его рассказах о том, как музыку преподают и понимают сами музыканты, но не в попытках загнать практику в прокрустово ложе несоответствующей теории.

Поскольку цель теории музыки — помочь понять музыку, она обязательно должна переводить происходящее в музыке в термины, которые, как предполагается, будут понятны читателю. Свойства звука как такового не меняются от континента к континенту. Поскольку похожие аспекты музыки возникают в разных обществах по всему миру, неудивительно, что западная концепция «гаммы», в которой мы подразделяем ноты внутри октавы, имеет близкий эквивалент в индийской музыке. Правда, они не совпадают друг с другом идеально.

Таким образом, мы вовсе не игнорируем другие теории музыки, обсуждая музыку, которую описывают эти теории.

Вы не можете анализировать исполнение раги, как если бы она была в форме сонаты, потому что это не так. Точно так же как вы не можете анализировать хип-хоп трек, как если бы он был частью полифонии эпохи Возрождения...

По материалам публикации (англ.).

Читайте также: ТЕОРИЯ МУЗЫКИ НЕ НАУКА?

Наука
126K интересуются