2 декабря не за горами
2 декабря выпускники пишут итоговое сочинение.
Направления объявлены еще в сентябре:
Забвению не подлежит
- Я и другие
- Время перемен
- Разговор с собой
- Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Интернет пестрит всевозможными вариантами готовых сочинений, которые гарантируют зачет по всем критериям. В своей статье на примере конкретной работы покажу алгоритм работы над сочинением и приведу пример сочинения.
Сегодня разбираем направление «Забвению не подлежит»
В чем ценность исторического опыта?
Данная тема предполагает написание сочинения-рассуждения, где есть тезис – вопрос, заданный в теме нужно прокомментировать, предложить свои варианты ответов.
Далее следует привести аргументы из художественных текстов. Это могут быть романы-эпопеи «Война и мир» или «Тихий Дон», где на фоне важных исторических событий показаны судьбы людей, их духовный опыт. Можно рассмотреть на примере повестей из лейтенантской прозы. Например Бориса Васильева «А зори здесь тихие» или «В списках не значился». А можно обратиться к рассказам Исаака Бабеля, скажем, из сборника «Конармия» или к «Колымским рассказам» Валаама Шаламова.
Наконец, написать вывод цитату или вывод-обобщение сказанного.
В чем заключается ценность исторического опыта? Как меняет наш духовный опыт изучение истории? Почему важно знать опыт предшествующих поколений? Мне кажется, изучая историю и читая художественные тексты, мы понимаем, какой жизненный выбор делали люди в трудные военные годы, в страшное время сталинских репрессий…
В повести Бориса Васильева «В списках не значился» описан военный опыт почти моего ровесника лейтенанта Плужникова. В последний мирный день он получил назначение в Брестскую крепость. А на рассвете началась Великая Отечественная война. Николай Плужников не был внесен в списки гарнизона, но сделал единственно верный выбор: он с оружием в руках защищал Родину от врага и давал команды бойцам, так как был старше по званию рядовых. Девять месяцев Плужников не сдавался врагу. Попытка вырваться с боем через Буг не удалась, погибли многие его товарищи по оружию, а лейтенант жил и совершал дерзкие вылазки из казематов, уничтожая врагов. Он не знал, что погибла Мирра – еврейская девушка, которую он по-настоящему любил. Мирра так хотел жить ради их будущего ребенка. Получив известие о разгроме немцев под Москвой, Плужников, чтобы спасти скрипача, принял решение: «Теперь я могу. Теперь я должен выйти». Он не сдался, а слепой, изможденный, прошел сквозь строй фашистов, став выше воинских почестей, что оказали ему враги, выше славы, выше жизни. Борис Васильев завершает свою повесть именно темой памяти и исторического опыта. Он описывает мирное время и 9 Мая в Бресте. Музей крепости, где среди фотографий и воинских книжек лежит протез Мирры. Мемориальную плиту у вокзала, возле которой в почетном карауле стоит мама Плужникова. Здесь только одно имя «Николай». И это ее пост памяти. Как фронтовик, Борис Васильев шлет нам историческое послание: в страшный для Родины час нужно встать на ее защиту, нужно оставаться человеком в любой, даже самой страшной и безвыходной ситуации, нужно сделать все, чтобы войны не было.
В повести «Завтра была война» Борис Васильев рисует предвоенный год глазами одноклассников Вики Люберецкой. Ее отца репрессировали. Как дочь врага народа, Вика должна была на комсомольском собрании отказаться от Леонида Сергеевича. Но Вика пригласила своих друзей в Сосновку, чтобы поцеловать влюбленного в нее Жорку Ландыса, написать прощальное письмо подруге Искре Поляковой. В страшной ситуации Вику и ее отца старается защитить директор школы и товарищ Полякова, а завуч Валендра унижает девочку и доводит Вику до самоубийства. Послание писателя в этой повести иное: «сын за отца не отвечает». Он осуждает жестокость и равнодушие Валентины Андроновны и трусость Стамескина и показывает искреннюю дружбу одноклассников Вики. После реабилитации Люберецкого ребята стараются поддержать отца Вики.
Реймерс называл историю мостом между наукой и искусством. Действительно, только понимая суть таких исторических событий как Великая Отечественная война и сталинские репрессии, мы можем понять эти повести Бориса Васильева. Они дают нам бесценный духовный опыт понимания данных событий и создают исторически достоверные портреты поколения. Благодаря литературе вы воспринимаем историю не просто как чередование людей и эпох, а как ценный опыт жизни простых людей, прошедших по земле.
Задавайте свои вопросы по декабрьскому сочинению. Дам четкие, ясные ответы.
До новых встреч на канале «Фильмокнижие»