Найти тему
MAD TOSBY

«Цой» Алексея Учителя: «Даже похоронить нормально не можете!»

Фото — личный архив автора
Фото — личный архив автора

Алек­сей Учи­тель — ре­жис­сёр и че­ловек серь­ёз­ный. Вы­ход его филь­мов не смог­ли зап­ре­тить чи­нов­ни­ки в СССР, по­лити­ки и куль­тур­ные де­яте­ли в сов­ре­мен­ной Рос­сии. Вот и оче­ред­ной фильм «Цой» вы­шел на эк­ра­ны, нес­мотря на об­ви­нения семьи му­зыкан­та и ко­рона­вирус­ное опус­те­ние ки­ноте­ат­ров. О кар­ти­не — в тек­сте-рас­сужде­нии Нел­ли Ку­раше­вой

Пят­надца­тое ав­густа 1990 го­да, сол­нечный день, Лат­вия. Че­ловек в ав­то­моби­ле — рок-звез­да — пы­та­ет­ся вста­вить в маг­ни­толу кас­се­ту с над­писью «47». У мос­та че­рез реч­ку сле­пой по­ворот. Стол­кно­вение с ав­то­бусом и смерть. Те­перь во­дитель ав­то­буса (Ев­ге­ний Цы­ганов), с ко­торым стол­кнул­ся «Мос­квич» Вик­то­ра Цоя, дол­жен от­везти его те­ло в Ле­нин­град. Пу­тешес­твие бу­дет неп­ростым.

Как вам та­кое?  Поп­ро­бу­ем вмес­те ра­зоб­рать­ся, по­чему вам сто­ило бы (или нет) пос­мотреть но­вый фильм Алек­сея Учи­теля «Цой» (2020).

Моя лич­ная ис­то­рия это­го филь­ма на­чина­ет­ся в 2011 го­ду, ког­да я про­чита­ла в жур­на­ле «Ис­кусс­тво ки­но» (вы­пуск №12 за 2010 год) сце­нарий Алек­сан­дра Го­норов­ско­го «47». И толь­ко че­рез 6 лет, в 2017 го­ду ре­жис­сёр Алек­сей Учи­тель со­об­щил, что го­товит­ся к съ­ём­кам филь­ма о Вик­то­ре Цое. В сво­их ин­тервью из­да­нию «Ком­мерсантъ» Алек­сей Учи­тель рас­ска­зыва­ет, что вско­ре пос­ле ги­бели Вик­то­ра Цоя он был на мес­те ДТП, ви­дел во­дите­ля ав­то­буса, и уже тог­да у не­го за­роди­лась идея бу­дуще­го филь­ма. Он по­делил­ся ей с Алек­сан­дром Го­норов­ским, тот на­писал сце­нарий, но толь­ко че­рез нес­коль­ко лет Алек­сей Учи­тель всё же взял­ся за этот фильм.

Фото ©️ КиноПоиск
Фото ©️ КиноПоиск

Ещё в 2008 го­ду вы­шел цикл те­лепе­редач «Ело­вая суб­ма­рина». В час­ти, пос­вя­щён­ной груп­пе «Ки­но», Юрий Кас­па­рян рас­ска­зыва­ет, что ис­то­рия про кас­се­ту с пос­ледним аль­бо­мом, сох­ра­нив­шу­юся в раз­би­том «Мос­кви­че» Цоя, — вы­дума­на ди­рек­то­ром груп­пы Юри­ем Ай­зен­шпи­сем. Вы­дума­на (ху­дожес­твен­но) и ис­то­рия слож­ных от­но­шений во­дите­ля ав­то­буса и сле­дова­теля (не пу­гай­тесь, сле­дова­тель — жен­щи­на, так что фильм не по­кажут на фес­ти­вале «Бок о бок» | 18+). И са­ма ис­то­рия о том, что во­дитель-учас­тник ДТП вёз гроб с те­лом в Ле­нин­град. Тит­ра «ос­но­вано на ре­аль­ных со­быти­ях» в филь­ме нет, а ав­то­ры го­ворят, что сце­нарий филь­ма вы­мыш­ленный, сов­па­дения слу­чай­ны, об­сто­ятель­ства ус­ловны, по­тому что фильм не про Вик­то­ра Цоя. Да и та­кого пер­со­нажа, как Вик­тор Цой, в филь­ме нет. Алек­сей Учи­тель го­ворит, что Цой — это толь­ко сим­вол. Так что это не фа­нат­ское ки­но. Но бу­дет ли он ин­те­ресен ко­му-ни­будь ещё, кро­ме фа­натов груп­пы «Ки­но»? Да­вай­те раз­би­рать­ся даль­ше.

Сце­нарий филь­ма дер­жится на двух ос­но­вани­ях: рез­ко из­ме­нив­ша­яся судь­ба во­дите­ля ав­то­буса и сос­то­яние лю­дей, ко­торые стол­кну­лись со смертью очень близ­ко­го че­лове­ка. Ка­залось бы, эк­зистен­ци­аль­ная дра­ма на­лицо. Лю­бите та­кие? «Цой» пы­тал­ся та­ким быть, но не смог. Сколь­ко бы в сво­их ин­тервью Алек­сей Учи­тель ни ут­вер­ждал, что глав­ный ге­рой филь­ма пе­режи­ва­ет со­бытие, ко­торое раз­де­лило его жизнь на «до» и «пос­ле», в филь­ме мы это­го не ви­дим и не чувс­тву­ем. Он на­чина­ет и за­кан­чи­ва­ет в од­ной и той же точ­ке — точ­ке ка­кого-то уп­ря­мо-мол­ча­ливо­го су­щес­тво­вания. Вмес­то то­го, что­бы пе­режи­вать яр­кое ощу­щение жиз­ни в ре­зуль­та­те стол­кно­вения со смертью, раз­мышлять о пер­сте судь­бы, слу­чай­нос­тях, ус­ловнос­ти бы­тия, ге­рой за­путал­ся в от­но­шени­ях с жен­щи­ной, ко­торая его прос­то и от­кро­вен­но лю­бит, по до­роге из­ме­ня­ет ей (не­понят­но за­чем и по­чему) и в кон­це по­нима­ет, что она ему, ви­димо, всё же нуж­на, хо­тя про­яв­ля­ет­ся эта нуж­ность так же, как она про­яв­ля­лась в на­чале, ког­да он мол­ча­ливо и без пре­людий за­нима­ет­ся с ней сек­сом, по­ка она го­ворит, что уй­дёт от не­го.

А что же дру­гие пер­со­нажи, ко­торые пе­режи­ва­ют опыт ут­ра­ты? То­же ми­мо: ут­ра­ту-то они пе­режи­ва­ют, а вот опыт — нет. Ре­бёнок слиш­ком мал, он не осоз­на­ёт смерть. При­ятель по­гиб­ше­го ве­дёт се­бя как нас­то­ящий ро­кер: пь­ёт, ду­рачит­ся и раз­го­вари­ва­ет с по­гиб­шим, как с жи­вым. Про­дюсер жа­ле­ет о день­гах, ко­торые мог бы за­рабо­тать на по­гиб­шей рок-звез­де. Вдо­ва — силь­ная жен­щи­на, у ко­торой не­посед­ли­вый ре­бёнок, хло­поты, свя­зан­ные с по­хоро­нами, и не­нависть к жен­щи­не, с ко­торой её муж про­жил пос­ледние три го­да. Имен­но на до­лю но­вой жен­щи­ны ре­жис­сёр вы­делил на­ибо­лее от­кро­вен­ные стра­дания, хо­тя и сдер­жанные. Но это­му пер­со­нажу вы­пали все­го две от­кро­вен­ные сце­ны. В од­ной из них ге­ро­иня вы­ходит из ав­то­буса и ло­жит­ся в по­ле. А во вто­рой учас­тву­ет в со­вер­шенно не­выра­зитель­ном ди­ало­ге с быв­шей же­ной. Ди­алог этот по­казал­ся мне на­ибо­лее обид­ным во всём филь­ме, по­тому что в сце­нарии 2010 го­да ди­ало­ги бы­ли силь­ны­ми и за­поми­на­ющи­мися. Есть ещё де­вуш­ка-фо­тог­раф груп­пы. Она, ко­неч­но, лю­бит Цоя, по­это­му прос­то не­адек­ватно се­бя ве­дёт: лёг­кая и ве­сёлая, пы­та­ет­ся за­печат­леть всё вок­руг, вро­де бы да­же и не стра­да­ет, но пы­та­ет­ся по­кон­чить с со­бой, уг­нать и уто­пить ав­то­бус с те­лом Цоя, не­ожи­дан­но влюб­ля­ет­ся в во­дите­ля ав­то­буса, но, ко­неч­но, по­нарош­ку, по­тому что по-нас­то­яще­му она лю­бит толь­ко Цоя.

Фото ©️ КиноПоиск
Фото ©️ КиноПоиск

Мо­жет, вы лю­бите ки­но в жан­ре ро­уд-му­ви? Ведь фильм «Цой», ко­торый не про Цоя и не про пе­режи­вание смер­ти, точ­но по­пада­ет в жан­ро­вое по­ле ро­уд-му­ви. Ге­рои от­прав­ля­ют­ся в пу­тешес­твие, меж­ду ни­ми есть тай­на, проб­ле­мы в от­но­шени­ях, на пу­ти они стол­кнут­ся с прик­лю­чени­ями, ко­торые из­ме­нят их са­мих и на­ладят их об­ще­ние. Вот в эту схе­му фильм прек­расно впи­сыва­ет­ся, но и ре­али­зован он схе­матич­но. Всё про­ис­хо­дящее на эк­ра­не — умоз­ри­тель­но, со­пере­живать ге­ро­ям прос­то не­воз­можно (раз­ве что сле­дова­телю, ко­торую тра­ха­ют, но не лю­бят). Ощу­щения пу­тешес­твия, до­роги, прой­ден­но­го пу­ти во вре­мя прос­мотра филь­ма то­же не соз­да­ёт­ся. Слов­но бы не ки­но смот­ришь, а ка­кой-то наб­ро­сок. Наб­ро­сок фи­лософ­ской прит­чи. В этой прит­че есть ге­рой — Бог. Сна­чала мы ви­дим Его в са­мый энер­ге­тичес­ки силь­ный мо­мент, мо­мент Чу­да — выс­тупле­ние на сце­не. Сра­зу за ним ко­рот­кий эпи­зод — груп­па «Ки­но» в гри­мёр­ке пос­ле кон­церта. Это из­вес­тная ви­де­оза­пись, на ко­торой груп­па сня­та в гри­мёр­ке пос­ле выс­тупле­ния на V фес­ти­вале Ле­нин­градско­го рок-клу­ба в 1987 го­ду. Эта за­пись взя­та из до­кумен­таль­но­го филь­ма Алек­сея Учи­теля «Пос­ледний ге­рой» (1992). И в неё вмон­ти­рова­ны сня­тые уже съ­ёмоч­ной груп­пой «Цоя» кад­ры, ко­торых в са­мой хро­нике не бы­ло, и сде­лано это так, что «под­лог» не­воз­можно за­метить (бра­во!). И поч­ти сра­зу ло­бовое стол­кно­вение, в ко­тором Он по­гиба­ет, но Бог — он на то и Бог, что­бы быть всег­да жи­вым («Цой – жив!» пов­то­ря­ет­ся в филь­ме не­од­нократ­но). Всю ис­то­рию мы наб­лю­да­ем гла­зами ге­роя, ко­торый вро­де бы и убий­ца, хо­тя на са­мом де­ле — нет, и он дол­жен прой­ти этот путь, поч­ти ис­купле­ние, что­бы проз­реть — та­ковы це­на и смысл соп­ри­кос­но­вения с Бо­гом. Есть и те, кто был с Бо­гом при жиз­ни, мож­но ска­зать, его уче­ники — те­перь они бу­дут де­лить па­мять о нём. Есть нас­то­ящий зло­дей — ле­нин­градский сле­дова­тель, ко­торо­му на­до ко­го-то по­садить, и он уже ре­шил, что это бу­дет во­дитель ав­то­буса. Он оп­ле­та­ет зло­вещей па­ути­ной глав­но­го ге­роя и всё пу­тешес­твие, про­ис­хо­дящее на эк­ра­не. Он да­же сам его и за­думал! И это хо­рошо, не­боль­шой плю­сик сце­нария, ина­че оп­равдать хоть как-то то, что учас­тник ава­рии те­перь ве­зёт те­ло с гро­бом и семь­ёй по­гиб­ше­го — бы­ло бы прос­то не­воз­можно. Есть и спор­ный зло­дей — про­дюсер, ко­торый ищет кас­се­ту с пос­ледни­ми а­уди­оза­пися­ми са­мыми жёс­тки­ми ме­тода­ми, оп­равды­вая се­бя тем, что «это не ра­ди де­нег, это нуж­но всем». Са­ма кас­се­та — это что-то очень важ­ное. Из-за неё и ава­рия про­изош­ла, и дра­ка, и из­би­ение. Но на этой кас­се­те ни­чего нет, она ис­порче­на. Ес­ли сю­да до­бавить тра­пезу у гро­ба и оби­лие во­ды в филь­ме — прит­ча по­лучи­лась поч­ти биб­лей­ская. И вот тут-то имен­но то са­мое ощу­щение, ког­да ты по­нял, что те­бе хо­тели ска­зать и на что те­бе на­мека­ли, но со­вер­шенно это­го не по­чувс­тво­вал. Ты как даль­то­ник, ко­торо­му ска­зали, что тра­ва зе­лёная, и те­перь ты это зна­ешь, но для те­бя это не име­ет ни­како­го зна­чения.

На гла­зах у ге­ро­ев филь­ма «Цой» про­ис­хо­дит ис­то­рия. СССР раз­ва­лива­ет­ся на час­ти, Лат­вия при­об­ре­та­ет не­зави­симость. И соз­да­тели филь­ма пы­та­ют­ся пе­редать эту ат­мосфе­ру сме­ны эпох, пы­та­ют­ся, что­бы это бы­ло не­навяз­чи­во, еле уло­вимо, но при этом очень важ­но, по­тому что, воз­можно, имен­но об этом фильм и снят — о ка­кой-то точ­ке не­воз­вра­та, пос­ле ко­торой всё кар­ди­наль­но из­ме­нит­ся. Те­оре­тичес­ки этих то­чек три: для Вик­то­ра Цоя это смерть, для во­дите­ля ав­то­буса — ава­рия, ко­торая силь­но пов­ли­яла на его судь­бу, для стра­ны — пе­реход к но­вому ук­ла­ду, но­вой сво­боде, но­вому са­мо­оп­ре­деле­нию. Дей­стви­тель­но, пе­редать ощу­щение ис­то­ричес­ко­го пе­рехо­да у Алек­сея Учи­теля по­лучи­лось. Это спо­кой­ное ощу­щение, ник­то это­му не рад, и ник­то это­му не соп­ро­тив­ля­ет­ся, по­тому что с од­ной сто­роны это не­из­бежно, а с дру­гой — ник­то не зна­ет, что бу­дет даль­ше. Сю­жет­но эти ис­то­ричес­кие со­бытия в от­кры­тую лишь слег­ка упо­мина­ют­ся: ког­да вы­жига­ют мес­то под пог­ра­нич­ный пункт и ког­да сле­дова­тель от­пуска­ет во­дите­ля, ко­торо­го из­на­чаль­но хо­тел по­садить, по­тому что «стра­на тре­щит по швам» и уже ни­кому нет де­ла до смер­тель­ной ав­то­мобиль­ной ава­рии. Но вся ат­мосфе­ра филь­ма ка­ким-то вол­шебным об­ра­зом тран­сли­ру­ет зри­телю ощу­щение то­го вре­мени, ощу­щение пе­реме­ны. И мож­но да­же нем­но­го по­нос­таль­ги­ровать по тем вре­менам, ещё об­ла­да­ющим все­ми по­ложи­тель­ны­ми ат­ри­бута­ми спо­кой­ной со­вет­ской жиз­ни — внеш­не вре­мя вос­созда­но очень ста­ратель­но, ак­ку­рат­но и прав­до­подоб­но.

Фото ©️ КиноПоиск
Фото ©️ КиноПоиск

Алек­сей Учи­тель ис­поль­зу­ет в филь­ме «Цой» кад­ры из сво­их до­кумен­таль­ных филь­мов «Пос­ледний ге­рой» и «Рок» (1987), а­уди­оза­пись, на ко­торой сын Цоя по­ёт пес­ню, ко­торую он сам со­чинил и пос­вя­тил от­цу (эта за­пись то­же бы­ла сде­лана для филь­ма «Пос­ледний ге­рой»). Ци­тиру­ет свои собс­твен­ные до­кумен­таль­ные кад­ры, те­перь уже в ху­дожес­твен­ной пос­та­нов­ке. По­это­му для тех, кто эти до­кумен­таль­ные филь­мы ви­дел, фильм «Цой» бу­дет зву­чать бо­лее яр­ко (так уж ра­бота­ет пос­тмо­дер­низм). Ак­тё­ры для филь­ма то­же по­доб­ра­ны со внеш­ним сходс­твом с ре­аль­ны­ми про­тоти­пами пер­со­нажей (плюс мас­терс­тво гри­мёров/кос­тю­меров). Хват­ко­го про­дюсе­ра Юрия Ай­зи­на иг­ра­ет Игорь Вер­ник. Быв­шую же­ну Цоя, ко­торую в филь­ме наз­ва­ли Ма­риной, иг­ра­ет Марь­яна Спи­вак, иг­ра­ет так же хо­рошо, как в 2017 го­ду она сыг­ра­ла не­любовь у Звя­гин­це­ва. По­жалуй, эта луч­шая ак­тёр­ская ра­бота в филь­ме, нас­толь­ко Спи­вак ки­нема­тог­ра­фич­на.

Ны­неш­нюю жен­щи­ну Цоя, её бу­дут звать По­линой, иг­ра­ет Па­ули­на Ан­дре­ева. «Иг­ра­ет» очень ус­ловно, по­тому что это очень кра­сивый внеш­не об­раз, ко­торый прос­то при­сутс­тву­ет в филь­ме, иг­рать там прос­то не­чего, по­жалуй, толь­ко в том са­мом, зак­лю­читель­ном для пер­со­нажа ди­ало­ге, ко­торый и на­писан, и сыг­ран, и пос­тавлен от­талки­ва­юще ис­кусс­твен­но. И это очень стран­но, ведь Алек­сей Учи­тель в сво­их до­кумен­таль­ных филь­мах су­мел снять го­воря­щих лю­дей так, что му­раш­ки бе­гут по ко­же.

Во­дите­ля ав­то­буса в ре­аль­нос­ти зо­вут Янис Фи­бигс, а в филь­ме — Па­вел Ше­лест (как приз­на­ёт­ся Алек­сей Учи­тель, на­ци­ональ­ность ге­рою сме­нили для уси­ления стран­ности то­го фак­та, что во­дитель не знал, кто та­кой Вик­тор Цой). Пав­ла Ше­лес­та иг­ра­ет Ев­ге­ний Цы­ганов, по­это­му пер­со­наж по­лучил­ся та­ким, ка­ким вы мо­жете се­бе пред­ста­вить пер­со­нажа, ко­торо­го иг­ра­ет Ев­ге­ний Цы­ганов. Он мра­чен, ре­зок, су­ров, добр, мол­ча­лив, и жен­щи­ны его хо­тят.

Фото ©️ КиноПоиск
Фото ©️ КиноПоиск

Ана­лизи­руя фильм пос­ле прос­мотра, по­нима­ешь, что он очень ди­намич­ный, нес­мотря на то, что смот­реть его скуч­но. Всё в филь­ме на­ходит­ся в дви­жении: ка­мера, ав­то­бус, ге­рои пос­то­ян­но бе­га­ют, кри­чат, ве­селят­ся, ссо­рят­ся. Это и ро­уд-му­ви, и де­тек­тив, и трил­лер. Но это­го все­го ма­ло. Ма­ло пси­холо­гии, ма­ло от­но­шений, ма­ло про­писа­ны ха­рак­те­ры пер­со­нажей, ма­ло со­бытий (хо­тя их мно­го, но все они — псев­до). Ты ни­чем не мо­жешь нас­ла­дить­ся. Хо­чет­ся, что­бы все сце­ны и эпи­зоды филь­ма пос­ко­рее за­кон­чи­лись, вдруг в но­вых бу­дет луч­ше. Но не бу­дет. Бу­дет толь­ко на зад­нем пла­не. Ка­ким-то не­ведо­мым об­ра­зом уди­витель­но ки­немо­таг­ра­фич­ны­ми и «вкус­ны­ми» по­лучи­лись эпи­зоды с зад­не­го пла­на сю­жет­ной ли­нии. Там раз­во­рачи­ва­ет­ся це­лая ис­то­рия. Сле­дова­тель Ил­зе Ясс лю­бит во­дите­ля ав­то­буса. Од­нажды она уже за­мяла ис­то­рию, в ко­торой он то­же стал при­чиной смер­ти че­лове­ка. Она не чувс­тву­ет от­ветной люб­ви и пы­та­ет­ся с ним рас­стать­ся. Но на­пос­ле­док она пы­та­ет­ся най­ти до­каза­тель­ства его не­винов­ности в ги­бели рок-звез­ды, спас­ти его от тюрь­мы и не­навис­ти пок­лонни­ков. Иль­зе Ясс иг­ра­ет ак­три­са по име­ни Ин­га Тро­па. И все эпи­зоды этой зад­непла­новой сю­жет­ной ли­нии смот­реть от­кро­вен­но ув­ле­катель­но. Как буд­то имен­но здесь раз­во­рачи­ва­ет­ся нас­то­ящее ки­но, ко­торое уме­ет за­тяги­вать зри­теля в эк­ран.

Вот та­кое ки­но по­лучи­лось у Алек­сея Учи­теля. Оно очень дол­го за­думы­валось и рож­да­лось. Ок­ру­жено скан­да­лом и по­пыт­ка­ми зап­ре­та. На­чало съ­ёмок и вы­ход на эк­ра­ны нес­коль­ко раз пе­рено­сились. Это ки­но су­щес­тву­ет не толь­ко в рам­ках са­мого филь­ма, но и вы­ходит за его пре­делы, соп­ри­каса­ясь с ис­то­ри­ей, с до­кумен­таль­ны­ми филь­ма­ми Алек­сея Учи­теля, с хро­никой жиз­ни и смер­ти Вик­то­ра Цоя, со сво­ей собс­твен­ной ис­то­ри­ей соз­да­ния. Это вы­мыш­ленная ис­то­рия о ре­аль­ных лю­дях. Это фильм, ко­торый на­зыва­ет­ся «Цой», но он не о нём. И пос­ле прос­мотра филь­ма му­ча­ет один воп­рос: ак­ту­аль­но ли это ки­но? Ре­жис­сёр хо­тел, что­бы премь­ера филь­ма сос­то­ялась 15 ав­густа, ров­но че­рез 30 лет со дня ги­бели Вик­то­ра Цоя. Из-за скан­да­ла с семь­ёй Цоя да­ту вы­хода приш­лось от­ло­жить. Но да­же 30 лет со дня ги­бели — это толь­ко по­вод, он не га­ран­ти­ру­ет ак­ту­аль­ность. Впро­чем, ак­ту­аль­ность — по­нятие спор­ное, она мо­жет быть у каж­до­го своя. Ведь и Цой у каж­до­го свой. На­де­юсь, вы най­дё­те что-то, ра­ди че­го сто­ит схо­дить в ки­ноте­атр и пос­мотреть фильм Алек­сея Учи­теля «Цой». По­тому что ки­но обя­затель­но нуж­но смот­реть, а не толь­ко чи­тать о нём.

16+ «Цой» (2020): в про­кате с 12 но­яб­ря.