Найти тему
Павел Лисин

Судьба двухэтапного конкурса, или Как уходят легенды …

На протяжении более чем 20 лет в российской системе закупок присутствует такой способ выбора поставщика, как двухэтапный конкурс. Данная процедура в российскую закупочную практику была введена в далеком 1997 году Указом Президента РФ №305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд». В соответствии с этим документом заказчик был вправе размещать заказы путем проведения двухэтапных торгов в случаях, когда он не имел возможности составить подробные технические спецификации товаров или работ, определить характеристики услуг в целях наиболее полного удовлетворения потребности в закупках.

В действующей редакции ФЗ-44 в качестве условий проведения двухэтапного конкурса в электронной форме данное обязательное требование немного упростилось и сформулировано следующим образом: «для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками».

Видно, что исторически данная процедура проводилась по определенному перечню объектов закупки, установленному непосредственно законом (научных исследований, проектных работ, экспериментов, изысканий на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции; энергосервисного контракта и т.д. ) в случаях, если заказчик сам не мог описать объект закупки и для этого ему было необходимо провести обсуждение со специалистами – поставщиками, подрядчиками, исполнителями.

Таким образом, заказчик в тех случаях, когда он не имел собственных специалистов в силу специфики объекта закупки, получал легальную возможность обсудить техническое задание с профессионалами. Например, если было необходимо спроектировать набережную, при этом в данном городе ранее подобных сооружение попросту не было или возникла потребность в закупке инновационной медицинской техники, а собственных специалистов у заказчика попросту нет.

Конечно, данная процедура требовала корректного проведения и правильного оформления процесса переговоров с участниками закупки, особенно с учетом повышенного внимания со стороны контрольных органов.

В силу разного рода обстоятельств количество таких процедур из года в год сокращалось и вот, по данным аналитического отчета Минфина России, по результатам осуществления мониторинга закупок в соответствии с ФЗ-44 за III квартал 2020 года, двухэтапный конкурс в электронной форме объявлялся всего один раз.

Конечно, данное обстоятельство не прошло мимо законодателей и в рамках «оптимизационного» законопроекта, который в настоящее время готовится Правительством к внесению в Государственную Думу, двухэтапный конкурс попросту упраздняется.

Со слезами на глазах можно констатировать уход в прошлое двухэтапного конкурса как способа выбора поставщика в рамках государственных и муниципальных закупок. Но он еще долго будет жить в памяти экспертов, преподавателей и опытных закупщиков, а также в положениях о закупках некоторых заказчиков, работающих в рамках ФЗ-223.

Что же его заменит в рамках ФЗ-44? Время покажет…