«Год белой луны» - короткометражный фильм-участник ежегодного ЛГБТ-фестиваля «Бок о бок». Как и другие картины этого проекта, он затрагивает тему сексуальной ориентации и связанных с этой темой проблем. Мария Михайлова разобралась, под каким углом этот фильм смотрит на тему ЛГБТ.
Зачем нужны такие фестивали, как «Бок о бок»? Это одна из немногих попыток в стране осветить проблему гендерной и сексуальной идентификации, и к ней можно относиться по-разному, в соответствии с собственными взглядами на ЛГБТ-сообщество. Но даже для заядлых скептиков такое явление может быть полезным и приятным, если будет говорить о реальных проблемах понятным языком. Грустно, что «Год белой луны» не привлечет к теме новых сторонников. Скорее наоборот – он может отпугнуть тех, кто по какой-то причине заинтересовался темой ориентации.
Даже люди, которых отпугивают люди с нетрадиционной ориентацией, не смогут признать ряд действительно существующих проблем, которые мешают гомосексуальным людям спокойно существовать. Один из самых ярких и хорошо знакомых примеров – преследования и убийства гомосексуалов в Чечне. Есть и более мягкие, но тоже травмирующие случаи травли, издевательств и насмешек. Если бы фильм в рамках ЛГБТ-фестиваля взял на себя ответственность и мужество поговорить, например, на одну из таких тем, можно было бы говорить о том, что такое кино и такие мероприятия действительно играют важную роль. Но «Год белой луны» пошел по другому пути «тонкого кино для своих» - он рассказывает невнятную историю невнятным языком, сосредотачиваясь на совершенно обыденной и частной картине недопонимания поколений.
По сюжету, молодой парень, переехавший в Москву из провинции, общается по телефону с матерью (а может, и с тетей или даже со старшей сестрой – в картине не вполне ясно обозначен этот момент). В кадре же тем временем – только экран телевизора, на котором отрывисто мелькают оборвыши-кадры (аллюзия на воспоминания главного героя), и иногда – собака, лежащая на диване. Разговоры главного героя и женщины таковы: он рассказывает ей о своих проблемах, о том, как расстался с парнем, намекает на одиночество, а она игнорирует его горести, советует найти девушку и пестрит астрологическими советами. Понятно, что эти разговоры должны намекнуть на то, что мать живет в своих иллюзиях и сосредоточена на своих проблемах (она сама находится в поиске мужчины), а ее добрый и отзывчивый сын вынужден терпеть ее лекции и ограниченные нравоучения. Но выглядит это комично и слишком наигранно. Любовь матери к астрологии должна символизировать ее недалекость, но этот образ непонятен и не оправдан – по сути, точно так же, как не оправдана ненависть некоторых людей к гомосексуалам. Проблема сына – расставание с парнем – болезненна, но тоже не настолько серьезна, чтобы вызывать искреннее сочувствие к персонажу. В данной ситуации зрителю намного проще понять мать, которая считает, что отношения ее ребенка – баловство, что он вот-вот образумится, найдет себе девушку и женится.
Но вопрос здесь даже не в сочувствии к кому-либо из персонажей картины, а к самой теме фильма. Зрителю показывают настолько банальный конфликт «отцов и детей», взглядов и убеждений, что он не может восприниматься всерьез. Этот конфликт не прост эмоционально, но он все-таки слишком бытовой, чтобы стать предметом для серьезного кино. В конце концов, здесь нет надрыва и трагедии – родитель и ребенок общаются, делятся проблемами, не понимают друг друга, грустят от этого. А еще живут своими жизнями (причем главный герой, судя по разговору, переехал в Москву и как бы «выбился в люди») и не зависят друг от друга нездоровым образом. При просмотре «Года белой луны» возникает только одно большое непонимание – а зачем снимать такое кино, кому оно нужно и, если о проблемах такого уровня говорят на таком редком для России ЛГБТ-событии – а нужно ли оно вообще?