Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ представляет результаты расчета показателя валовых внутренних затрат на развитие цифровой экономики по итогам 2019 г.
Справка: В состав анализируемого показателя входят внутренние затраты организаций на создание, распространение и использование цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг (включая затраты на исследования и разработки в области цифровых технологий), а также затраты домашних хозяйств на использование цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг.
Ключевые выводы:
По оценкам ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, валовые внутренние затраты на развитие цифровой экономики в 2019 г. составили 4,1 трлн руб. и достигли 3,7% ВВП. Их объем в сопоставимых ценах увеличился на 3,9% по сравнению с предыдущим годом.
На организации в 2019 г. приходилось 60% (2,5 трлн руб.) общего объема валовых внутренних затрат на цифровую экономику, или 2,2% ВВП. Расходы населения на использование цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг составили 40% (1,6 трлн руб.).
8,6% анализируемых затрат (350,7 млрд руб.) израсходовано на цифровизацию социальной сферы (образование, здравоохранение, культуру и спорт). Промышленные предприятия инвестировали в проекты цифровой трансформации 249,4 млрд руб.
Впервые представлены затраты на внедрение цифровых технологий в сельскохозяйственных организациях: в 2019 г. они составили порядка 14 млрд руб.
Комментирует Антон Суслов, заместитель директора Центра статистики и мониторинга информационного общества и цифровой экономики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ:
Цифровая трансформация российской экономики находится на первоначальной стадии — основной фокус направлен на приобретение оборудования (преимущественно вычислительной техники и коммуникационного оборудования). При этом в первую очередь оцифровываются административные и управленческие процессы. Наиболее быстрыми темпами цифровая трансформация идет в отраслях, ориентированных на оказание услуг (в частности, финансовых, образовательных); существенный вклад в развитие цифровой экономики вносят организации связи. На этом фоне объем затрат на цифровую трансформацию промышленности (порядка 6% общего объема внутренних затрат организаций на создание, распространение и использование цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг) выглядит достаточно скромным.
Важную роль в развитии цифровой экономики играет население — оно является крупнейшим потребителем цифрового контента и цифровых услуг, предъявляет спрос на цифровые технологии, подвигает организации внедрять современные способы взаимодействия (электронную торговлю, безналичную оплату и др.), осваивать цифровые каналы продаж.