Имена знаменитых писателей мы, как правило, ассоциируем с их книгами, и это логично. Изучать подробности и нюансы жизни таких талантливых людей – дело биографов и критиков. Однако иногда судьба писателя может раскручиваться не менее интригующе, чем придуманные им сюжеты.
Путь к славе: талант, помноженный на литературный натурализм
Жизнь классика французской и европейской прозы XIX века, основоположника литературного натурализма Эмиля Золя - именно такой случай.
Эмиль Золя (1840-1902) известен в России наиболее значительными своими произведениями: «Марсельские тайны», «Жерминаль», «Нана», «Дамское счастье», «Чрево Парижа», «Деньги» и др., большинство из которых были написаны с «уклоном в физиологию». Автор считал, что движущей силой в развитии любого общества являются биологические законы.
Скандальное творчество писателя, в котором натурализм переплетается с социалистическими идеями, неоднозначно воспринималось современниками, и, тем не менее, принесло Золя, мировую славу и финансовое благополучие.
Казалось бы, судьба Золя твердо встала на накатанные рельсы – он добился долгожданного успеха, личная жизнь тоже складывалась благополучно (вступив во второй брак, писатель был счастлив). Работай, да приумножай свою популярность и благосостояние.
Как писатель разделил с Альфредом Дрейфусом его беду
Однако Эмиль Золя совершил неожиданно очень смелый и роковой для него шаг, после которого в его жизни все пошло кувырком. Сколько бы исследователей впоследствии ни изучали биографию этого французского классика, в ней навсегда «прописалось» имя капитана французского генерального штаба Альфреда Дрейфуса, еврея по национальности. В 1894 г. этого человека обвинили в шпионаже в пользу Германии и приговорили к пожизненной каторге, отправив отбывать наказание в Южную Африку. Осужденный вину не признал, поскольку всей своей прошлой жизнью доказывал преданность родине. Да, и само обвинение, явно, было шито белыми нитками. Как выяснилось позже, дело Дрейфуса, на самом деле, было сфабриковано националистически настроенной военной верхушкой.
Этот судебный процесс имел большой резонанс во французском обществе, разделив его на сочувствующих осужденному и ненавидящих его. Наиболее ярым защитником Дрейфуса выступил Эмиль Золя, принявший очень близко к сердцу всю эту историю. В 1898 г. он имел смелость опубликовать знаменитое открытое письмо, адресованное президенту Франции. И начиналось оно с бескомпромиссных слов: «Я обвиняю!».
Осудили и приговорили
О чем думал писатель и на что надеялся, бросив в лицо французских властей столь дерзкий вызов? Возможно, он полагал, что его литературный вес и мировая слава послужат ему щитом от нападок власть предержащих. Однако расправа над смельчаком была скорой. За клевету его осудили и приговорили к одному году заключения. И это обстоятельство вынудило писателя вместе с семьей бежать в Англию. В Париже начались еврейские погромы, антисемиты и противники Дрейфуса устраивали шествия и митинги, скандируя, в том числе и «Смерть Золя!»
История эта тянулась затем еще долго. В 1899г. общественности были представлены неоспоримые доказательства невиновности Дрейфуса, пожизненное наказание ему заменили десятилетней каторгой, а позже президент Франции, оценив взрывоопасную обстановку в стране, помиловал опального капитана. Но вовсе не такого исхода ожидал для себя оклеветанный Дрейфус, он подал апелляцию в суд и, в конце концов, после долгих разбирательств был окончательно оправдан, благополучно дожив почти до Второй мировой войны.
Несчастный случай или убийство?
Только этого справедливого финала Эмиль Золя уже не застал. Промаявшись в дождливой неприветливой Англии год, он при первой же возможности вернулся во Францию. Писатель не пал духом, был полон новых планов и надежд.
Однако случилось непредвиденное. В одну из осенних ночей 1902 г. Эмиль Золя погиб в своей парижской квартире, угорев от непогашенного камина. Смерть его была столь шокирующей и нелепой, что в несчастный случай поверили далеко не все. Многие современники писателя были уверены, что его отравили. Это могли сделать по приказу французских властей, для которых влиятельная фигура Золя была слишком неудобной и, как выяснилось, опасно непредсказуемой. На убийство могли решиться и противники Дрейфуса, ненавидевшие вступившегося за него писателя.
Кстати, версия спланированного убийства вовсе небеспочвенна. Спустя годы после гибели писателя в газете «Либерасьен» была опубликована статья, автор которой Жан Бореля ссылается на признания одного фармацевта из Нормандии Пьера Акина, которому трубочист Анри Буронфоссе рассказал, что умышленно заблокировал дымоход из квартиры знаменитого писателя. Так это или иначе – теперь уже не докопаться до истины.