Выдалась очередная свободная минутка и я решил поделиться информацией, как мне кажется, актуальной на сегодняшний день.
В период цифровизации общества по понуждению либо по собственной инициативе, но все чаще и больше договоров между потребителем услуги и лицом, оказывающим услугу, продающему товар и т.д. заключается на расстоянии.
Надо согласиться с фактом, что это удобно, но есть некоторые уловки со стороны лица, оказывающего услугу, которые потребитель не сможет и (или) не всегда сможет обойти. О чем идет речь?
Сегодняшняя статья о , а если проще, заключение договора-соглашения, путем проставления галочки «я согласен», которую необходимо поставить после ознакомления с условиями договора.
Не надо иметь семь пядей во лбу, чтобы понять, что ознакамливаться с условиями договора нет смысла, так как ты либо ставишь галочку о согласии, либо переходишь на другой сайт, где все тоже самое.
И вот, Роспотребнадзор выразил свое мнение о специфике и особенностях CLICK-WRAP-СОГЛАШЕНИЙ.
Стоит заметить, что речь в письме ведомства идет исключительно о доп. услугах и «галочках» под отдельными условиями соглашения, но тем не менее….
Позиция ведомства сводиться к следующему:
-само наличие «галочки» под договором или соглашением, которая указывает на факт ознакомления потребителя с их условиями не свидетельствует о том, что подобные действия со стороны потребителя были совершенны добровольно;
- «галочка» в договоре не указывает, что потребитель имел реальную возможность отказаться от конкретного условия договора.
К обстоятельствам того, что согласие потребителя было осознанным на получение доп. услуги относиться следующее:
- потребителям получена достоверная информация о продукте.
К отметке о согласии прилагается текст с описанием потребительских свойств предоставляемого продукта без перехода по дополнительным ссылкам и документам, на основании которых потребитель сможет сформировать представление о необходимости в доп. услуги и условиях ее приобретения;
- в веб-форме, программном обеспечении отсутствуют заранее проставленные «галочки».
Т.е. если потребитель не обратил внимание на заранее проставленную «галочку», в результате чего была оказана услуга, данный факт будет свидетельствовать о недобросовестности в поведении лица, предоставляющего продукт.
Положениями ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» отражены условия о недействительности договора, ущемляющих права потребителей, согласно которым:
- продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату;
- потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены возвратить уплаченную сумму;
- согласие на доп. работы, услуги, оказываемые на платной основе оформляется в письменной форме, если иное не предусмотрено законом.
По моему личному мнению, в позиции ведомства не изложено ничего сверхъестественного.
Но при обращении потребителя – физического лица, не сталкивающегося каждый день с такими нюансами и пытающегося приобрести товар в интернет-магазине и т.д., сведения изложенные Роспотребнадзором, как минимум, не будут лишними.
Быть в курсе основных изменений в области права просто – подписывайтесь на канал!!!
Подписываясь вы поймете, в чем заключаются ваши права, будет интересно.