В которой, к тому же, нельзя обвинить "неугодного" мэра Москвы, т.к. утеря произошла довольно давно. В прошлой статье я начал прогулку по району Лефортово с Петропавловского, "воинского", храма, рядом с госпитальной площадью. Недалеко от него расположен роскошный Екатерининский дворец (ныне Общевойсковая академия), а за бывшей "гошпиталью", на другом от неё берегу Яузы, притаился гораздо более скромный (если сравнивать) дворец Лефорта. А вот между этими шикарными образчиками классической архитектуры расположился парк отдыха района Лефортово, некогда - московский Версаль.
О всех чудесах этого парка рассказывать долго, делать это надо по частям, и когда-нибудь я до этой затеи доберусь, а пока хочется показать одну из достопримечательностей Лефортовского парка - грот Растрелли. Который не совсем Расстрелли, да и Лефортовский парк - не Лефорта, но обо всем по порядку.
Парк на этом месте был разбит не Францем Лефортом (который не дожил до XVIII века), а другим военачальником петровских времен - Федором Головиным в процессе обустройства собственного дворца. Резиденция подданного, а также её роскошный сад, спускающийся к Яузе, настолько понравились императору, что тот выкупил их и собрался обустроить здесь свою московскую резиденцию. Планам сбыться не удалось - Петр умер до окончания работ, которые по его указанию начал великий военный врач, основатель той самой "гошпитали" (ныне - госпиталь Бурденко), а в свободное от докторской практики время - ландшафтный дизайнер и архитектор-любитель Николай Бидлоо.
Он-то и создал здесь грот с украшениями и фонтанами, который, собственно, и доработал Бартоломео Растрелли - уже по приказанию Анны Иоановны, которая, подобно своему великому дяде, влюбилась в здешние места и переименовала Головинский дворец и парк в имение "Анненгоф", сделав его своей сначала летней, а затем и круглогодичной резиденцией.
Растрелли, руководя реконструкцией дворца и паркового комплекса, перепланировал все, до чего мог дотянуться, из "классицизма" в "барокко", включая грот, который дополнился новыми скульптурами, колоннами и фонтанами. На пике своего великолепия грот выглядел так:
"В центральной нише была поставлена каменная статуя Геркулеса, перед которой располагались три каменных тюленя с трубками для бьющей из них воды. По сторонам нижней площадки, выстланной белокаменными плитами, стояли два каменных сфинкса. На самой площадке, на деревянной раковине обложенной камнями находился фонтан с деревянным позолоченным троном. Около тритона располагалось 12 позолоченных дельфинов, из которых также била вода."
Как вы можете видеть, возможности наблюдать всю эту красоту мы лишены. Причем тут даже не привлечешь "обычных подозреваемых", в лице советской власти, Лужкова или Собянина - дворцовый комплекс пришел в запустение еще в XIX веке, начав угасание при Павле I. Часть деревянных дворцов сгорела, часть - была отдана кадетским корпусам. Парком бросили заниматься около 1825 года, а разрушение окончательно завершилось в 1904 году, после знаменитого московского урагана. Поэтому до наших дней от грота дошла только нижняя часть кирпичного сооружения с белокаменными деталями.
Грот - самая яркая и наглядная "потеря" лефортовско-головинского парка, но не единственная, и даже не самая интересная. Сложно представить, какие тайны хранит старый сад, в котором жили императрицы Анна Иоановна и Елизавета Петровна, какие приключения переживали здесь мальчишки-кадеты, которым был отдан пришедший в запустение лес. Старые парки - это вообще моя любовь. А значит, к истории Лефортово я еще вернусь.