Создатели советских антиутопий имели жуткое преимущество перед Хаксли и Оруэллом, их антиутопии пишутся во многом с натуры.
Начало XX века ознаменовалось приходом в литературу негативной утопии – антиутопии. Именно тогда она появляется и определяется как отдельный жанр в литературе. Трагическим тонам антиутопии способствовали последствия научно-технического прогресса с его математическим вычислением счастливой жизни, проблемы дегуманизации личности, при котором стирается грань между индивидуальностью и превосходством человека над природой, а также обострившиеся социально-политические противоречия эпохи.
Стоит также подчеркнуть важные особенности русской антиутопии, отличающие ее от западной:
- русская антиутопия, становление которой тесно связано с переломными моментами истории России, уходит от прямой злободневности;
- своеобразие русской антиутопической традиции обусловлено её повышенной восприимчивостью к эстетическим и философским поискам эпохи первой трети XX века;
- значительное многообразие внешних форм воплощения жанрового содержания антиутопии (не только в виде романа).
Первая треть XX века
Зарождение и развитие антиутопического жанра эпохи первой трети XX века в русской литературе представлено такими романами, как «Семь земных соблазнов» В.Я. Брюсова, «Мы» Е.И. Замятина, «Приглашение на казнь» В.В. Набокова и т.д.
Однако, развитие антиутопии в России было прервано господством социалистического реализма в 1930-х годах.
Середина XX века
В 1960-е годы жанр возродился в написанной братьями Стругацкими повести «Хищные вещи века», где показано общество, полностью удовлетворившее все базовые материальные потребности, и где место духовных потребностей занял «безопасный» наркотик «слег».
Антиутопическую сущность имеют романы: «Час Быка» И. Ефремова, «Любимов» Абрама Терца, «Невозвращенец» А. Кабакова.
Новая российская антиутопия
Этот период можно обозначить выходом в свет романа «Москва 2042» В. Войновича.
В целом этот период (в конца 1980-х годов до наших дней) делят на пять этапов, каждому из которых присуща своя основная черта: ужас и безнадежность, или страх, или ощущение мировой периферии (образа России как страны третьего мира), или прямое обвинение власти и «сливок» общества в предательстве.
Спасибо, что дочитали до конца!
Если понравилось, ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал.
«Антиутопии: экскурс в историю» читайте тут.
О предсказании Замятина в романе «Мы» читайте тут.