Как известно, военные — двигатель прогресса. Многие новшества, ставшие привычными в нашем быту, пришли как побочный продукт военных технологий. Например, микроволновки.
Но сейчас речь не о них. А об уникальной разработке 50-х годов прошлого века: самом длинном внедорожном автопоезде.
Мир тогда жил в предчувствии новой войны. Американские военные справедливо считали, что в ходе боевых действий будут разрушены все дороги, все пути. Железные и не очень. Поэтому армии США был срочно нужен поезд, который бы не боялся бездорожья.
Тендер выиграла американская компания с французским название LeTourneau. Созданный ими поезд LeTourneau TC-497 воплотил в себе казалось бы все задумки и “хотелки” военных.
Во-первых, проходимость: TC-497 мог ехать по песку, снегу, пересеченной местности. К тому же, он умел объезжать препятствия.
Во-вторых, грузоподъемность: свыше 400 тонн.
Длина — 173 метра, высота — 9. Общая масса — 450 тонн. Скорость — до 35 км/час. Запас хода — 600 км. Экипаж — 6 человек
Вся эта махина катилась на 54 колесах диаметром 3,5 метра. Причем у каждого был свой электромотор. Четыре газотурбинных двигателя сообща выдавали 5000 лошадей.
Для облегчения управления автопоезд был оснащен электронной системой управления. Что само по себе уже было технологическим прорывом. Водитель мог “командовать” всеми звеньями поезда при помощи пульта.
В состав TC-497 входило от 8 до 12 прицепов, среди которых были как грузовые, так и предназначенные для экипажа. Причем с комнатой для отдыха, прачечной и канализацией.
7 лет испытаний были признаны успешными. Минусом оказалась только стоимость проекта — 3,7 миллиона. Это, еще по старым, вполне демократичным ценам.
Но тут на вооружение армии США поступили грузовые вертолеты.
Их испытания велись примерно в то же время. Они оказались и дешевле и эффективнее.
В итоге в 1971 автопоезд порезали на металлом. А тягач отправили в музей на хранение. Но многие технологии разработанные впервые на этом проекте, работают и поныне. Как, например, электронная система управления.