«Тобол»: книга VSсериал. Найди различия и совпадения
С момента создания кинематографа терзает души вопрос: «Что интереснее: читать книгу или смотреть фильм?» А что больше - киловатт или квадратный метр? Подобные вопросы легче задавать, чем на них отвечать. Для меня ответ один: книга первична, а фильм лишь иллюстрация к тексту.
Вот и сериал «Тобол» смотрела с этой позиции. Сразу отметаю всякие исторические несообразности, которых уже и без меня выискано достаточно. Резали глаз новенькие, только что с вешалки и из-под утюга мундирчики, но насколько они соответствуют уставной форме и технологиям пошива XVIIIвека, рассуждать не буду. Сложно обсуждать модные тенденции трехсотлетней давности.
Да, сюжетные линии оборваны и продолжены, перепутаны и перевраны, многое недосказано и осталось за кадром. Да, роман такого объема трудно втиснуть в 8 серий.
Тем не менее смотрится с удовольствием, а многие герои радуют, как любит говорить Алексей Иванов, своей идентичностью.
Таков Семен Ремезов в исполнении Дмитрия Назарова. Ну, один в один получился сибирский мужик, который с одинаковой сноровкой и карты чертит, и кирпичи кладет. Ума палата, на язык остер, на расправу скор. Великолепна сцена, где он демонстрирует собранный скелет мамонта, зверя величиной с баню.
Сын Ремезова, Петя, юный барабанщик. Печальная судьба, ассоциирующаяся еще с одним Петей – Ростовым.
Сладкая парочка – Бригитта и Йохан – стоят один другого. Вроде и неплохие люди, опять же любовь у них, но столько гадостей из-за нее натворили, любой отъявленный мерзавец позавидует. Но сыграны хорошо, красиво, а кадры, где они совместно работают на строительстве, так еще и эротично. Сочувствие вызывает и тот факт, что реальные прототипы ни в чем компрометирующем не замечены, насочиняли спустя 3 века, а мы и верим.
К губернатору Гагарину одна претензия – молод. Ведь его историческому прототипу уже за 60. Свою репутацию интригана, взяточника и казнокрада оправдывает полностью. Великих и добрых дел за ним не замечено, но для губернаторов это типично.
Злодей из злодеев – бухарский купец Хаджи Касым. Купцы, они такие, за копейку удавятся, но скорее другому глотку перережут. Вот тут Камиль Ларин полностью себя разоблачил. Привыкли, что его персонажи сплошь юмористические, а на самом деле он страшен.
Иван Демарин, птенец гнезда Петрова – такой правильный, что дальше некуда. А финал последней серии, где Петр прославляет настоящих героев, преданных России, уже смотрели. Не помню точно, в каком фильме – то ли «Россия молодая», то ли «Юность Петра». А может, лента 1937 года с Николаем Симоновым в заглавной роли.
Вот такие впечатления сложились от сериала. Яркая, динамичная постановка. А что книге и историческим фактам местами не соответствует, так на всех не угодишь и на всякий чих не наздравствуешься.