Найти тему
Дневники Зеленого края

"Стелс" по-украински. Или как Ан-178 стал первым транспортным"самолетом-невидимкой"

Фото ГП "Антонов"
Фото ГП "Антонов"

Технологии "стелс" являются одним из ключевых свойств любого современного самолёта, беспилотника, или крылатой ракеты. Большие производители оружия вливают в малозаметность летательных аппаратов миллиардные инвестиции. В тендерах крупнейших покупателей авиатехники условная "невидимость" на радарах становится важнейшим критерием для победы. Но, как оказалось, чтобы сделать самолёт невидимым, совсем не нужно тратить безумные средства. Достаточно того, чтобы он был произведен... на Украине.

Фото ГП "Антонов"
Фото ГП "Антонов"

В мае 2015 года в Киеве состоялся первый полет транспортного самолёта Ан-178. ГП "Антонов", бывшее ОКБ Олега Константиновича Антонова сделало по этому поводу сразу несколько важных заявлений. Во-первых, самолет позиционировался как первая чисто украинская разработка, а во-вторых, как замена заслуженной рабочей лошадке военно-транспортной авиации А-12, который находится в строю с конца 50тых годов. Многие читатели наверное помнят смешную историю с "всенародным" конкурсом на имя Ан-178, зимою того же года. Тогда победили названия "Степан Бандера" и "Киборг", но у антоновцев хватило ума и такта не реагировать на эту, прямо скажем, идиотскую инициативу "революционных масс".

Фото ГП "Антонов"
Фото ГП "Антонов"

Ещё летом 2014 года украинский президент Порошенко с помпой заявил о прекращении любого военно-технического сотрудничества с Российской Федерацией. Многие тогда говорили, что Украина стреляет не то, что в ногу, а прямо в сердце своему ВПК. Собственно и Ан-178, несостоявшийся "Степан Бандера", как минимум на 30% производился из деталей коварного "агрессора". Но рациональные доводы и логика давно стали на Украине опасным пережитком прошлого. Руководство ГП "Антонов" оптимистично заявило, что рассчитывает на продажу как минимум 800 экземпляров нового "транспортника". Прошло пять лет и в графе реализованных продаж по-прежнему уверенно значится цифра "0". Самолетом первоначально интересовались Азербайджан, КНР и Саудовская Аравия, но по мере того, как воз стоял на месте, а цена на ещё не сделанные машины парадоксальным образом росла, оптимизм потенциальных покупателей таял, как дым.

Фото ГП "Антонов"
Фото ГП "Антонов"

Так причем здесь технологии невидимости? - спросит читатель, - и какое это имеет отношение к Украине? А всё достаточно просто. "Самолетом-невидимкой" Ан-178 назвали перуанцы, имевшие несчастье повестись на посулы украинских авиастроителей и по своей бедности заказавшие единственный экземпляр Ан-178 для собственных полицейских сил. Для начала их огорошили почти двукратным ростом цены. Из заявленных 25 млн долларов она превратилась в 45 млн. Потом выяснились ещё некоторые веселые подробности украинского авиамаркетинга. В частности то, что самолёт не имеет такой несущественной мелочи, как международный сертификат и достаточно часов налёта для его получения. Да и с производством оказалось не всё так просто. Киев надеялся приобрести недостающее оборудование для Ан-178 сразу в двенадцати странах. Но потенциальные партнеры почему-то не спешили выстраивать очередь. Они справедливо указывали на то, что коммерческие перспективы в 800 проданных машин кажутся откровенной утопией, а размениваться на всякую мелочевку им просто недосуг. Перуанцев долго водили за нос и кормили завтраками, но совсем недавно их индейское долготерпение наконец иссякло.

С тех самых пор в местной перуанской прессе пресловутый Ан называют не иначе, как "самолет-невидимка", а Украина, по меткому выражению тамошних репортёров, стала первой в мире страной, "производящей" невидимые транспортные самолёты. В итоге, правительство Перу, заплатив 30% аванс, приостановило реализацию даже этого крохотного контракта. Местная прокуратура завела уголовное дело на руководителя полицейской авиации Альфредо Видосо Рохаса, справедливо полагая что дело не обошлось без взятки, в особо крупных размерах.

П.С. Автор не испытывает ни малейшего злорадства, глядя на мучения ГП "Антонов". К огромному сожалению, знаменитая фирма стала заложником большой политики. Это довольно типичный пример, когда из-за популистских политических лозунгов и игры на чувствах толпы, загибается серьезное дело, строившееся многими десятилетиями.

Подписывайтесь на канал и ставьте нравится, если материал показался вам интересным.