Найти тему
Легендариум

Проклятая экранизация "Клеопатры" (1963)

После смерти третьего мужа, Майка Тодда, актриса Элизабет Тейлор почти сразу начала встречаться с его лучшим другом. Она просто искала утешения в объятиях человека, который напоминал ей любимого. Но пресса иначе видела происходящее: циничная и безразличная падшая женщина забывает о погибшем муже и уводит из семьи его друга. Против Элизабет ополчился практически весь мир.

Эдди Фишер уже не первый год был влюблён в жену лучшего друга. Как только она ответила ему взаимностью, он, не задумываясь о последствиях, развёлся с женой, оставив её с двумя маленькими детьми, и женился на Элизабет. Эдди, как и предыдущий муж Лиз был иудеем. В прошлый раз она не стала менять веру. Но сейчас ей показалось, что переход в иудаизм станет данью уважения её любимому Майку. Так что свадьба 12 мая 1959 года прошла в иудейских традициях. На Лиз было шифоновое зелёное платье. На торжестве присутствовало всего 14 гостей.

В браке сразу появились трудности (об этом следующая статья), но Лиз и Эдди ни за что бы этого не признали. Когда их проклинает столько людей, им только и остаётся сохранять хорошую мину при плохой игре.

Пока Лиз переживает эту личную драму, продюсер Уолтер Вангер готовится снимать фильм. Фильм, который может стать последним и для киностудии Fox, и для Элизабет Тейлор. Но она пока даже не подозревает, что грядёт трагедия.

Уолтер Вангер собирается снимать фильм "Клеопатра". В главной роли он видит исключительно Элизабет Тейлор. Спустя многие месяцы переговоров он убеждает её прочитать сценарий... и Лиз он не нравится. Она отказывается от роли. Эдди говорит ей, что надо согласиться и попросить гонорар в миллион долларов (на тот момент ни один актёр и ни одна актриса столько не зарабатывали). Элизабет с зубной щёткой во рту рассмеялась. Когда в сентябре 1959 года Вангер позвонил ей спросить, не передумала ли она, она в шутку сказала: «Я соглашусь за миллион долларов». Вангер обещал перезвонить. И перезвонил. Студия Fox дала добро.

А вот родная студия MGM не собиралась так просто отпускать свою звезду. Лиз должна им ещё один фильм. Решено, что играть она будет девушку очень "вольных взглядов" в "Баттерфилд 8". Студия решила сыграть на нынешней плохой репутации Элизабет, выставив её и в фильме "падшей женщиной". Так они и привлекут внимание зрителей, и отомстят ей на последок. Элизабет рвала и метала, но ничего не могла изменить. (Тем не менее именно за "Баттерфилд 8" она получит свой первый Оскар).

Из этой истории Элизабет извлекла важный урок: пока контракт не подписан, она владеет ситуация. Так что, контракт на "Клеопатру" она не подписывала так долго, как только можно: её юристы тем временем к гонорару в миллион долларов добавили 3.000 в неделю на мелкие расходы, 10% с кассовых сборов, билеты на самолёты первого класса для неё и троих её детей, четыре билета на эконом для членов её команды. Её муж Эдди получал работу "ассистента продакшна". Несуществующая должность принесла бы ему 150.000 долларов. Его работой было поддерживать жену и заботиться о ней.

Fox уже сильно поиздержались. Поэтому, когда итальянская киностудия выставила нескромный счёт за съёмки на их территории, было решено перенести "Клеопатру" в Англию. Но и тут были свои трудности: английская осень принесла дожди, которые терзали привезённые из Египта пальмы. Так что, каждый день приходилось доставлять новые. Это тоже вылилось в кругленькую сумму. Но студия решила уже не идти на попятную: раз уж снимаем самый дорогой фильм, то так он и должен выглядеть: для парусом на корабле Клеопатры использовали настоящий шёлк, её золотые статуи на самом деле были позолочены.

8 сентября 1960 года Элизабет прибыла на съёмки. Для неё были сняты 2 номера пентхауса: один для неё и Эдди, второй для детей и няни.

За окном сыро и холодно. В первый же день съёмок, 30 сентября, у Элизабет поднимается температура. Когда Эдди по делам (по её же делам, между прочим) уезжает в Лос-Анджелес, ей становится хуже: жар усиливается, ей вырывают больной зуб, боль в спине, которая мучила её годами, обостряется. Теперь Лиз вообще не может выходить из комнаты.

В это время в гости к ней заезжает Труман Капоте, писатель. Как он позже рассказывал, роскошный пентхаус был в ужасном беспорядке. То тут, то там встречались кошки, бездомные собаки и разбросанные дизайнерские платья.

Сцены с Элизабет – главной героиней – так и не удалось снять. Съёмки отложили до конца 1960 года. Не без усилий Эдди старого режиссёра сменили на Джозефа Манкевича, друга Лиз, с которым она очень ладила. С ней Манкевич был терпелив, заботлив. Он внимательно слушал её и пытался анализировать её как киногероя, чтобы потом использовать для создания Кеопатры, суперзвезды своего времени.

В конце концов решили начать съёмки в апреле 1961 года. До тех пор у Лиз было время выздороветь и прийти в себя. Она всё ещё принимала сильные обезболивающие, что очень тревожило Эдди. И не зря. Когда они были в Мюнхене на фестивале и поссорились, Эдди крикнул, что уходит от неё утром.

«Уйдёшь утром. Ну а я ухожу сейчас», - ответила Лиз и проглотила горсть таблеток.

Эдди вызвал врача, который за щедрое вознаграждение не стал разглашать детали произошедшего.

Ночью 4 марта Элизабет вдруг становится плохо. Она начинает задыхаться и синеть. Доктора вызывают сразу же, но пока он доедет, может быть уже поздно. К счастью, в том же отеле проходит вечеринка, и среди гостей оказывается один из лучших специалистов страны по анестезии и дыханию. Он быстро проводит реабилитацию, благодаря которой Лиз доживает до приезда скорой. Уже в больнице ей делают операцию, чтобы она смогла дышать.

Два дня спустя обостряется её недолеченная пневмония. Газеты уже начинают писать, что Элизабет Тейлор умирает. Некрологи выходят ещё пока она жива.

После того, как Лиз увела мужа Дэбби Рейнольдс, вся Америка ждала, когда же её настигнет карма. Казалось, что такое злодейство должно быть наказано. Те, кто верит в рок, не могли не провести связь между чередой несчастий Лиз и её "проступком".

Элизабет Тейлор, 1961
Элизабет Тейлор, 1961

Но как только болезнь приняла серьёзный оборот, все прегрешения Лиз были прощены. Толпы репортёров и фотографов теперь осаждают больницу. Поклонники собираются вокруг заборов и громко плачут. Многие заезжают после работы на минутку, просто чтобы оставить на ступенях больницы цветы или флакончики со святой водой. Американские военные молятся за неё. Советская больница присылает редкие лекарства.

Чудом Элизабет осталась жива. Даже врачи были поражены её удачливостью и волей к жизни. Чтобы она могла дышать, ей сделали трахеостомию, то есть проделали отверстие в трахее. Когда его зашили, на его месте остался большой шрам. Элизабет отказалась делать пластическую операцию и решила гордо его носить.

Шрам Элизабет Тейлор от трахеостомии
Шрам Элизабет Тейлор от трахеостомии

Съёмки перенесли на осень. Теперь их планировали продолжить в Риме, потому что климат там благоприятнее для Элизабет.

Придя в себя, Лиз рассказывала, что пока она была без сознания, она общалась с Майком, её погибшим мужем. И Майк завещал ей жить полной жизнью. Так что, она собиралась многое изменить. Эти слова должны были насторожить Эдди.

Элизабет и правда резко изменит свою жизнь, но пока не знает как. Но мы-то знаем. И расскажем в следующей статье.

________________________________________________________________________________________

Источник: Александр Уокер "Elizabeth : the life of Elizabeth Taylor" (1991)