Как купить тур он-лайн дешевле
Неподалеку от деревни Белая гора располагается несколько крупнейших месторождений мрамора, которые известны еще с 18 века. Свое название деревня получила благодаря мраморной горе, которая расположена на другом берегу реки Правды. Наибольшая часть горы уже не имеет белый цвет, ведь везде видны следы взрывных работ. Открытие тивдийского мрамора состоялось в середине 18 века купцом Мартьяновым. Именно с этого момента и началась промышленная разработка мраморных ломок.
Залежи тивдийского мрамора стали особенно необходимы строящемуся в то время Санкт-Петербургу, ведь для этого требовалось огромное количество декоративного и строительного камня. Мраморные камни добывались особенно осторожно в виде больших массивных блоков. Затем, после предварительной обработки, камни отправлялись в город Санкт-Петербург чаще всего по водным путям, что в большей мере облегчало решение важного вопроса транспортировки.
Что касается добычи и транспортировки мрамора, то все данные операции были очень подробно описаны знаменитым академиком Озерецковским в его произведении «Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому». Из этой книги можно узнать, что добыча мрамора проводилась по некоторой технологии: в нижней части горы выдалбливали железными буравами скважины округлой формы, которые могли достигать до дюйма в толщину, а в длину могли быть с аршин. Из стали делались специальные плосковатые и острые концы, которые способны пробить мрамор. Если приставить такой бурав к мрамору, то одни человек должен держать его, а другой должен бить по нему большим молотом, а рабочий, держащий бурав, старается его проворачивать. Для того чтобы предохранить железо от перегревания, а также для очищения скважин от образующейся пыли, в скважину льют небольшой струей холодную воду, с которой стекает и сама пыль. Как только скважины будут пробиты в нужном количестве, тогда они должны будут просохнуть. Затем их наполняют порохом и заполняют отверстия сухой смазкой, на которой прокалываются проволокой небольшие дырочки. В то время, когда работники пойдут на обед или ужин, то при помощи светильной сирены зажигают порох в пробитых скважинах - именно так можно отделить огромные глыбы камня от горы. Данная работа продолжается до тех пор, пока на протяжении всей горы не выломают на мраморном камне впадины, которые в глубину достигают до трех сажен или даже более.
После проведения данного рода работ, они уже продолжаются на поверхности горы, где по такому же методу пробуриваются глубокие скважины наискось друг к другу. Сначала используются буравы короткие, затем длиннее и затем самые длинные, если того требует рельеф горы. Они также набиваются порохом и поджигаются светильной сиреной. Данным способом происходит отламывание от подломанной горы огромных камней, которые затем бурят и раскалывают специальными железными клиньями, чтобы в нужной мере или по образцам вытесать их необходимые брусья и другие заготовки. Данные заготовки отправлялись в Санкт-Петербург водным путем.
Многие специалисты архитектурных сооружений интересовались породами мрамора в деревне Белая гора, ведь окраска пород колеблется от нежно-розового и до сиреневого, включая в себя более 30 оттенков. В наибольшей мере успешно эти породы были использованы при создании интерьерного оформления Русского музея этнографии с его огромными колоннами, расположенными в центральном зале. Доломитовые плиты использовались и для облицовки Мраморного дворца на реке Нева, и при строительстве царской усыпальницы в городе Павловске.
Мраморное производство расширялось, и в 1807 году был выстроен мраморный завод. Ближе ко второй половине 19 века тивдийский мрамор переживал кризис и его разработка почти остановилась. Спустя 20 лет (в 1887 году) ломки перешли в арендное содержание на срок в 24 года камер-юнкеру В.В. Савельеву. Завод стал выпускать подоконники, камины, столы, надгробные памятники и другое. Изделия пользовались большим спросом в Повенце, Петербурге, Петрозаводске, Финляндии. Но смелого арендатора преследовали ряд несчастий, которые заставили его отказаться от аренды ломок. С 1893 года они перешли в руки товарищества «Ломбард». В начале 20 века промышленная разработка месторождения мрамора была полностью прекращена.