Найти тему
Колонка Старого

055. История про Золушку, обыгравшую смерть

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Всегда наибольшее впечатление и удовольствие получаю, почему то, от хорошо знакомых, практически заученных сюжетов, выложенных в новом виде, в новой интерпретации. Даже не библейские, не из Гомера, а вообще из самого детства, из сказок. Будь то фильм или книга, или даже сериал. Возможно, это просто сказывается моя привычка, быть может, даже вредная: пытаться сделать красочной пустоту. Пусть так. На этот раз картинка-раскраска называется "Ход королевы" (The Queen’s Gambit), сериал.

Сувенирный набор. Силы зла, и силы света. (Иллюстрация из открытых источников)
Сувенирный набор. Силы зла, и силы света. (Иллюстрация из открытых источников)

Ты не выбираешь, за кого играть

В истории про шахматы никак не уйти от того, что кто-нибудь озвучит метафору битвы светлых и тёмных сил, добра и зла. Эдакий вариант "Властелина колец", кстати, можно даже найти наборы шахматных фигур, выполненных в таком варианте: черные - сплошь всякие бесы и демоны, ну а белые - люди со светлыми лицами и в белых одеждах.

Согласен, метафора интересная, особенно применительно к шахматам. Ведь игрок не выбирает, за кого он будет играть, за белых или за черных. Воля случая. Это в одной партии, которая первая в матче - случай, а дальше придётся меняться. Сегодня за светлых, завтра - за тёмных.

И вот ведь что интересно, силы света и тьмы стоят в начале схватки в плотных боевых порядках, друг против друга. Но четко определенной территории тьмы и света - нет, клетки чередуются. Сейчас белая фигура на территории света, и следующим ходом - уже на темной стороне. Только один офицер ходит всегда по своим полям, по своему цвету, но второй - всегда по чужому.

И возможности фигур, тактические и боевые, света и тьмы - одинаковы. Белые так же цинично жертвую фигурами, как и тёмные. Одна лишь разница между ними: войну всегда начинают белые, первый ход за ними. В сериале вхождение в игру у Бет Хармон связано с детской иллюзией, что стороны определены заранее и поменяться местами нельзя. По мере освоения игры оказывается, что можно.

Просто начинается жизнь (Иллюстрация из открытых источников)
Просто начинается жизнь (Иллюстрация из открытых источников)

Девочка и смерть

В начале сериала, пока сюжет только раскручивается, видится обычная история про Золушку, которая вырвалась на бал, а там короли, офицеры, ферзи. И шахматный принц где-то есть, и скоро случится обещанный в детской сказке хэппи-энд. В шахматах есть забавное правило: пешка, которая смогла дойти до последней линии, которую не съели, которой не пожертвовали, может запросто стать королевой. Название сериала намекает на такой исход. Но девочка встречает смерть.

Первый проигрыш Боргову - и умирает мачеха, которая была ей как весёлая подруга. Но и как мать, наверное. Самый близкий на тот момент человек. Второй проигрыш, и умирает мистер Шайбель, который был самым близким человеком в детстве, в приюте. Который научил играть и дал ключ в мир взрослой игры, обеспечил ей первый турнир. А дальше сакральное число "три", кого по логике сказок должна была забрать смерть при третьем проигрыше?

И то, как Бет описывает ощущения от игры с Борговым, от первой встречи. Это неотвратимость, парализующий ужас, и невозможность что-либо сделать, противопоставить. Это ли не описание смерти? И стиль игры Боргова - мёртвый, бюрократический. А Бет - сама жизнь, полная противоположность. Еще и постоянно под стимуляторами всякими. При этом она начинает физически умирать после второго проигрыша, доводить себя до смерти.

На чужой территории, и это третий поединок. Что в случае проигрыша? (Иллюстрация из открытых источников)
На чужой территории, и это третий поединок. Что в случае проигрыша? (Иллюстрация из открытых источников)

Цена победы. Никто не вернулся

Вот и третья игра. На территории Боргова/смерти. Холодная Россия, холодная Москва. Конечно, победа. Пусть сложная, но снова Бет видит фигуры в небесах (ну и что, что на потолке, сверху - значит, в небесах). Она без стимуляторов. Ей помогают её друзья, хотя в сериале ничего нет о том, что именно их помощь, их комбинации помогли ей. Она сама.

Близка развязка, Боргов предлагает ничью. Серьезные люди объясняют: ничья от Боргова - это и есть победа. Это важно. Но Бет играет дальше и выигрывает. Боргов не просто жмет ей руку, а отдает поверженного короля, и обнимает. Объятия смерти? Да.

И вот он финал: вся в белом, не летит домой, никто её там не встретит. Идет по этой территории смерти, где сплошь старики. И садится играть. Победившая смерть, выигравшая. Но осталась ли она в мире живых, какова цена победы?

В политике белые и черные отличаются только цветом, но и цвет, по большому счету, ни о чем не говорит. Сила ночи, сила дня - одинкова... Просто право первого хода ((Иллюстрация из открытых источников)
В политике белые и черные отличаются только цветом, но и цвет, по большому счету, ни о чем не говорит. Сила ночи, сила дня - одинкова... Просто право первого хода ((Иллюстрация из открытых источников)

Неинтересный вариант

Есть еще банальный, лично мне не очень интересный вариант прочтения. Часто политику сравнивают с шахматами. Политики в целях пропаганды всегда говорят, что играют белыми, но цвета не имеют значения. В классических шахматах фигуры отличаются только цветом, нет никаких бесов и демонов, просто белые, и просто черные. Или красные и белые (у меня такие были в детстве). Ничего личного.

Набор обрывков образов для складывания в картинку. Америка - молодая страна. Техас, юг, вооруженный, когда то бывший суверенным и до сих пор считающий себя суверенным. Тоже молодой. Но проигравший однажды Америке. У Бет - воспитание в чопорном месте, Америка ведь вышла из чопорного места, и отцы основатели - весьма помешанные сектанты. И Старый свет в лице СССР - главного геополитического противника периода американского расцвета и взросления. А после победы - игра со всеми игроками Старого света, которые просто любители.

Такая версия у меня в голове тоже промелькнула, но показалась неинтересной.

Юг, или Нью-Йорк, не важно. Америка - молодость. Но такой обыгрыш мне не нравится (Иллюстрация из открытых источников)
Юг, или Нью-Йорк, не важно. Америка - молодость. Но такой обыгрыш мне не нравится (Иллюстрация из открытых источников)

Моя ностальгия

Когда мистер Шайбель начал делать ходы в первой партии с Бет, я моментально понял - это "детский мат". Со мной в детстве поступили также, только Эдуард Антоныч вообще на доску не смотрел, он играл не глядя. В доме всегда были шахматы. Да в каждом приличном доме были шахматы. Посреди застолья на днях рождения несколько мужиков вдруг уходили на кухню и расставляли фигуры.

И в школе регулярно проходили шахматные турниры, и кружок был. Кажется, в каждой школе кружок был. Вот школьный оркестр был только в нашей, а шахматы - везде. И прекрасно я помню телерепортажи с этими огромными досками, по которым двигали фигуры ассистенты, пока игроки сидят и мощно думают. Я даже помню, как впервые услышал про Анатолия Карпова - в детском саду, не от воспитателя, а в разговоре нашем, карапузьем.

Хотя, казалось бы, в культурном наследии СССР самый известный след шахмат - турнир в Васюках. И не менее известные "ухи". Вот почти и всё, исключительно юмор. Ну, Штирлиц там в начале сериала разделал старушку. И это при том, что в СССР шахматы были везде.

Совсем недавно, в феврале 2020, мне довелось увидеть, как люди просто играют в шахматы. В Гюмри, в парке, на промозглом ветру, под голыми деревьями стояли вокруг стола мужчины. А на столе - доска и шахматы. Шла партия.

Так оно и было. Сам таким был (Иллюстрация из открытых источников)
Так оно и было. Сам таким был (Иллюстрация из открытых источников)