Найти тему
Психолог Чернышев

Моя другая мама. Я не могу ее вернуть.

Маму я перестала узнавать сразу после инсульта. Когда мы привезли ее в больницу, она махала на меня руками и что-то мычала. Я думала, она прощается. Слезы текли ручьем, больно сжималось сердце, я ее теряла. Когда же нас пустили после реанимации в палату, я ухаживала за ней, привозила массажиста, кормила из ложечки, меняла ей белье. Металась как белка в колесе.

Мама всегда хотела быть птицей, чтобы свободно летать. Сейчас, кажется, она улетела далеко-далеко.
Мама всегда хотела быть птицей, чтобы свободно летать. Сейчас, кажется, она улетела далеко-далеко.
Из дома в больницу, из больницы домой, чтобы приготовить ей пюре, бульон, кашки и снова в больницу, чтобы ее покормить горячим. Когда она начала говорить, первое, что она сказала - Ты кто такая? Что ты ходишь сюда и ходишь?

Врач пожал плечами. Такое бывает. Люди пожилые, восстановление проходит медленно, постепенно. Потерпите.

Через 21 день маму выписали.

Мы забрали ее к себе.

Прошло уже больше года, но мама так и не может понять, где она и что с ней. Моя мама - не моя. Она машет на меня рукой. Не хочет видеть. Сидит у себя в комнате или лежит, вставать и ходить не хочет. Еле уговорила ее самой ходить на кухню и есть за столом. Она никогда не ест со всей семьей. Никого не узнает. Отказывается купаться, не хочет переодеваться, не хочет расстилать или застилать постель. В чем была целый день, в том и ложиться. Она не узнает внуков и правнуков. И твердит все время одно и тоже. Я хочу домой. Хочу к своим.

Мы с мужем показывали ей наши фотографии, рассказывали про нее, про нашу жизнь и про себя. Она ни в какую не соглашается, что мы ее родные люди. Глубинная память улетучилась, как воздух из проколотого надувного шарика. Остались только навыки, но и они становятся все примитивней. Единственное, что неизменно - мамин аппетит. Она ест много и часто. Если ее не позвать вовремя к завтраку, обеду, полднику и ужину, она будет возмущаться, нервничать, суетиться и даже ругаться.

Но иногда мама собирает свои вещи, идет к двери и долго стоит возле нее. - Я хочу к себе домой. Отпустите меня". Она говорит эту тираду уже больше полугода, не реже одного раза в неделю. Системно и очень настойчиво.

Я начинаю плакать и мне очень хочется ее обнять и прижать к себе. Но мама отпихивает меня, идет в свою комнату, закрывает дверь. Если к ней зайти она отвернется и будет молча смотреть в окно или в стенку.

Мне к ней не пробиться!

Как же я люблю свою маму, где, в какой темноте она потерялась? Как мне ее найти, возможно ли это?

Боль от того, что я вижу, зудит в теле, как воспаленная десна или зуб. Ноет, дергает, сводит сума. И пока не пойдешь к врачу, боль не проходит.

Психолог Чернышев.

Любовь и привязанность к близким, которые не по своей вине потеряли связь с реальностью, не изменилась, осталась прежней, даже возможно, стала сильней. Из-за понимания того, что родные не вечны, еще чуть-чуть и их не станет. Они уйдет навсегда.

Справится с этим чувством, с этим ощущением возможно, если научиться принимать все, так, как есть. Моя клиентка совершенно права, ее мама ушла в темноту и уже не вернется. Физически она еще здесь, но сознание безвозвратно потеряно. Видеть, как изменилась личность, без видимых физических перемен не просто странно, больно и сложно осознать, но еще и сложно принять. Сопротивление этому ощущению даже сильней, чем сама любовь. Ослабьте свою хватку за ваше общее прошлое. Примите то, что есть прямо сейчас. Согласитесь, что мама осталась прежней и прожитая ею жизнь лучшее доказательство того, что она сделала все, что могла. Теперь ваша очередь принять ее такой, какой вы были когда-то. Маленькой, не понимающей, не знающей, не осознанной, чистый лист бумаги. Она, возможно, даже не догадывается об этом. Но разве от этого вы будете любить ее меньше?

Все, что вы делаете сейчас для мамы - вы делаете и для себя. Отдав ей "долг" перед ней за вашу счастливую жизнь, вы сможете пережить ее окончательный уход без травмирующих последствий.