Найти тему
Школа СОтворчество

Познавательное развитие дошкольников.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Сегодня мы с вами более подробно поговорим о познавательном развитии дошкольников.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях. объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Хочу. Могу. Знаю.

К чему наши дети должны придти к школе? (целевые ориентиры)

1. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности игре, общении, познавательно - исследовательской деятельности, конструировании и др: способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

2. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно - следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и тп.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Важнейшие направления познавательного развития:

  • познавательно - исследовательская деятельность (мир - предмет)
  • игровая деятельность (мир - игра)
  • изобразительная деятельность и конструирование ( мир- образ)
  • коммуникативная деятельность (мир - слово)

А теперь поближе познакомимся с каждым направлением познавательной деятельности.

Познавательно - исследовательская деятельность.

I этап. Наблюдение за окружающим миром, сравнение и формулирование первичных выводов о его устройстве на основе анализа своего опыта. Корректировка первичных выводов об устройстве окружающего мира на основе опыта.

-2

Здесь неоднозначное задание, может быть несколько верных ответов.

II этап. Целенаправленная организация опытов (с помощью взрослого и самостоятельно), т.е. ребенок умеет планировать вместе со взрослым и проводить простейшие исследования по предложенной или самостоятельно поставленной задаче, оценивать результаты.

-3

III этап. Целенаправленная организация опытов самостоятельно.

Игровая деятельность. (мир - игра).

I этап. Знакомство с элементарными приемами игры как способа познания окружающего мира (на примере конкретных простейших игр). Здесь орудийно - предметная игра, когда ребенок осваивает простейшие игровые умения, умения действовать предметами. И здесь уже ребенок может освоить действия с предметами - заместителями.

II этап. Освоение практики игры как способа познания окружающего мира (под руководством взрослого)

III этап. Самостоятельная игра как способ познания окружающего мира: выбор игры, актуализация или установление правил, выбор сюжетов и ролей в сюжетно - ролевой игре, изобретение игр.

Дошкольникам не важен результат, им важен процесс игры.

Задание.

-4

Развести известных им зверей и птиц по разным странам.Здесь кто - то может сыграть роль пограничника, который пропустит детей с дидактическими карточками. И вот кому - то может попадется карточка с рыбкой. И тогда тут надо остановиться, обратить внимание ребенка на несовпадение.Что рыбка не живет ни в стране птиц, ни в стране зверей. А как же дальше играть? Что же делать? И как правило, дети сами предлагают создать третью страну, где живут рыбы. И здесь потребуются новые знания о рыбах. Итог игры. Отправляем детей во вторую экспедицию.

-5

Коммуникативная деятельность. (мир - речь)

I этап. Создание первичного понятийного аппарата (в начале на основе указаний взрослого, а затем с помощью словесного описания) для объяснения и называния окружающего мира. Здесь прежде всего умение называть.

II этап. Развитие речи, позволяющей задавать вопросы, уточнять представления и выявлять связи объектов окружающего мира.

III этап. Самостоятельное формулирование элементарного связного логически обоснованного высказывания.

Ребенок при помощи взрослого учится использовать речь как полноценное средство общения, участвовать в элементарных коммуникативных речевых ситуациях - беседах по простому рисунку. ФОТО 2 этап.

Задание. Дан рассказ В.Бианки "Как дел великое равновесие нарушил".

-6

При активном участии взрослого у детей развиваются умения отвечать на вопросы развернутым ответом, излагать собственные впечатления, а также пересказывать сказки и истории, составлять рассказы по серии картинок.

Изобразительная деятельность. (мир - образ)

I этап. Изображение конкретных объектов окружающего мира ("как вижу - так и изображаю") с помощью рисунка, элементарного конструирования и т.п. Учимся изображать простые вещи и смотреть, как они устроены.

II этап. Наглядно - схематическое изображение объектов реального мира (простых понятий) с выделением существенных характеристик ("пытаюсь выделить существенные признаки").

III этап. Наглядно - схематическое изображение объектов реального мира и их взаимосвязей ("познаю и изображаю").

Задание.

-7

Задание.

-8

Задание. ФОТО

-9

Нужно самому придумать условные знаки к погоде.

И в заключении можно сделать вывод, что познавательно - исследовательская деятельность - один из важнейших видов деятельности (но не единственный), обеспечивающих познавательное развитие.

Но остался вопрос: какова же роль опытов? На него мы ответим в следующий раз.

Светлана Паршина, руководитель онлайн - школы "СОтворчество 2100", автор текстов на аттестационной платформе, автор учебников и учебных пособий.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц