Сегодня мы с вами более подробно поговорим о познавательном развитии дошкольников.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях. объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Хочу. Могу. Знаю.
К чему наши дети должны придти к школе? (целевые ориентиры)
1. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности игре, общении, познавательно - исследовательской деятельности, конструировании и др: способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
2. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно - следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и тп.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Важнейшие направления познавательного развития:
- познавательно - исследовательская деятельность (мир - предмет)
- игровая деятельность (мир - игра)
- изобразительная деятельность и конструирование ( мир- образ)
- коммуникативная деятельность (мир - слово)
А теперь поближе познакомимся с каждым направлением познавательной деятельности.
Познавательно - исследовательская деятельность.
I этап. Наблюдение за окружающим миром, сравнение и формулирование первичных выводов о его устройстве на основе анализа своего опыта. Корректировка первичных выводов об устройстве окружающего мира на основе опыта.
Здесь неоднозначное задание, может быть несколько верных ответов.
II этап. Целенаправленная организация опытов (с помощью взрослого и самостоятельно), т.е. ребенок умеет планировать вместе со взрослым и проводить простейшие исследования по предложенной или самостоятельно поставленной задаче, оценивать результаты.
III этап. Целенаправленная организация опытов самостоятельно.
Игровая деятельность. (мир - игра).
I этап. Знакомство с элементарными приемами игры как способа познания окружающего мира (на примере конкретных простейших игр). Здесь орудийно - предметная игра, когда ребенок осваивает простейшие игровые умения, умения действовать предметами. И здесь уже ребенок может освоить действия с предметами - заместителями.
II этап. Освоение практики игры как способа познания окружающего мира (под руководством взрослого)
III этап. Самостоятельная игра как способ познания окружающего мира: выбор игры, актуализация или установление правил, выбор сюжетов и ролей в сюжетно - ролевой игре, изобретение игр.
Дошкольникам не важен результат, им важен процесс игры.
Задание.
Развести известных им зверей и птиц по разным странам.Здесь кто - то может сыграть роль пограничника, который пропустит детей с дидактическими карточками. И вот кому - то может попадется карточка с рыбкой. И тогда тут надо остановиться, обратить внимание ребенка на несовпадение.Что рыбка не живет ни в стране птиц, ни в стране зверей. А как же дальше играть? Что же делать? И как правило, дети сами предлагают создать третью страну, где живут рыбы. И здесь потребуются новые знания о рыбах. Итог игры. Отправляем детей во вторую экспедицию.
Коммуникативная деятельность. (мир - речь)
I этап. Создание первичного понятийного аппарата (в начале на основе указаний взрослого, а затем с помощью словесного описания) для объяснения и называния окружающего мира. Здесь прежде всего умение называть.
II этап. Развитие речи, позволяющей задавать вопросы, уточнять представления и выявлять связи объектов окружающего мира.
III этап. Самостоятельное формулирование элементарного связного логически обоснованного высказывания.
Ребенок при помощи взрослого учится использовать речь как полноценное средство общения, участвовать в элементарных коммуникативных речевых ситуациях - беседах по простому рисунку. ФОТО 2 этап.
Задание. Дан рассказ В.Бианки "Как дел великое равновесие нарушил".
При активном участии взрослого у детей развиваются умения отвечать на вопросы развернутым ответом, излагать собственные впечатления, а также пересказывать сказки и истории, составлять рассказы по серии картинок.
Изобразительная деятельность. (мир - образ)
I этап. Изображение конкретных объектов окружающего мира ("как вижу - так и изображаю") с помощью рисунка, элементарного конструирования и т.п. Учимся изображать простые вещи и смотреть, как они устроены.
II этап. Наглядно - схематическое изображение объектов реального мира (простых понятий) с выделением существенных характеристик ("пытаюсь выделить существенные признаки").
III этап. Наглядно - схематическое изображение объектов реального мира и их взаимосвязей ("познаю и изображаю").
Задание.
Задание.
Задание. ФОТО
Нужно самому придумать условные знаки к погоде.
И в заключении можно сделать вывод, что познавательно - исследовательская деятельность - один из важнейших видов деятельности (но не единственный), обеспечивающих познавательное развитие.
Но остался вопрос: какова же роль опытов? На него мы ответим в следующий раз.
Светлана Паршина, руководитель онлайн - школы "СОтворчество 2100", автор текстов на аттестационной платформе, автор учебников и учебных пособий.