Мы разработали цифровое решение, с помощью которого можно быстро оценить наличие товара в магазине. В каком бы месте цепочки «производитель — полка» ни произошёл сбой, автоматическая система позволяет его эффективно выявить и проанализировать.
Для этого создана обширная библиотека сведений о продажах и ассортименте. Учитывается около 100 возможных причин недостачи, причём с помощью Big Data и машинного обучения эти сведения постоянно пополняются. Такой анализ позволяет избежать повторения сбоя в будущем.
Результаты пилота
Мы уже преуспели: на пилотном этапе новая автоматическая система повысила продажи на 1,5%–2% в 100 тестовых магазинах. При этом продажи промотоваров, которые считаются отдельно, показали рост почти на 17% в «Магнит Косметик» и на 5% — в магазинах у дома.
Такого результата удалось достичь, потому что сотрудники магазинов, головной компании и мерчендайзеры производителей объединили свои усилия. Один из самых важных этапов — решение проблем непосредственно в торговых точках. От этого напрямую зависит плотность продаж и товарооборот в целом.
Мы информируем администраторов и продавцов о проблемах с продукцией через специальное мобильное приложение. Сотрудники магазина устраняют проблему и отмечают в приложении итоги проделанной работы. Сейчас такая система информирования запущена уже в 700 магазинах сети.
«Настало время, когда Big Data и Machine Learning позволяют повысить качество предложения для покупателя. Уже проделана большая работа по настройке системы, вовлечению в процесс профильных подразделений и крупнейших производителей. Впереди — развитие систем, в основах которых лежат ML-алгоритмы, масштабирование на всю сеть магазинов, увеличение числа партнёров, использующих решение, разработка и внедрение дополнительных инструментов, один из которых — Image Recognition».
Фабиан Шефер, директор по аналитике и управлению данными розничной сети «Магнит».
Сотрудничество с поставщиками
Уведомления поступают и мерчендайзерам поставщиков. Кроме информации об отсутствии товара на полке, специалист получает сведения про актуальный ассортимент конкретного магазина, наличие позиции на остатках, ценники, промопериод и места в торговом зале, где размещается продукция.
Система оценки доступности товаров — это логичное продолжение работы с поставщиками, которую мы начали уже несколько лет назад. Мы становимся максимально открытыми для партнёров и предлагаем им самим контролировать доступность своих товаров.
Сейчас в проекте участвует 50 крупных производителей — около 2 000 мерчендайзеров на 10 000 магазинов. Доля контролируемого ассортимента — почти 40%, в том числе свежие и ультрасвежие товары. Постепенно в течение года мы масштабируем проект на все магазины сети «Магнит».
«Раньше наши подразделения работали с разными системами по оценке доступности товаров на полке, данные в которых не всегда коррелировали друг с другом и отвечали актуальным задачам анализа. За счёт нового инструмента мы свели все сведения и их обработку в единую информационную систему, доступ к которой может получить любое профильное направление, при этом информация будет одинаковой на всех этапах. При тиражировании инструмента на всю сеть из 21 000 магазинов мы сможем «вернуть» упущенные продажи, которые сегодня имеем из-за недостаточно эффективной оценки доступности товаров на полках».
Руслан Исмаилов, заместитель генерального директора, директор по управлению розничной сетью «Магнит»