Найти тему

Совпадение «золотого века русской иконы» и итальянского «века гениев»

К XV веку пути русского и итальянского, да что итальянского — западноевропейского искусства разошлись так далеко, что, казалось, точки соприкосновения исключены. Разве что в московской архитектуре с конца XV века прочно обосновались итальянцы. А так — до XVIII века такое сопротивление новому, такая верность традициям! И поди ж ты — в XV веке и в Италии, и в России этот потрясающий взлет творческой активности. Поневоле поверишь Льву Николаевичу Гумилёву с его теорией космических воздействий на человечество.

Хоть я и небольшая поклонница Гумилёва-сына, особенно его теории чуть ли не отрицания монголо-татарского ига и якобы мирного симбиоза русских с татарами в составе Золотой Орды.

Андрей Рублёв и Джордано Бруно
Андрей Рублёв и Джордано Бруно

Но смешно было бы отрицать очевидное: «золотой век русской иконы», продлившийся начиная с последней трети XIV века — творчеством Рублёва и включая первую треть XVI — пору Дионисия и его учеников и последователей действительно совпадает с итальянским «веком гениев» — Данте, Леонардо, Микеланджело, Рафаэль, Джордано Бруно, Галилео Галилей — все уместились на этом небольшом — с исторической точки зрения — отрезке времени. Только наши иконописцы служили богопознанию, создавали картину Горнего мира, помогали человеку сохранить способность общения с Богом и были соратниками Духа Святого, а гении Возрождения служили искусству и в центр бытия поставили человека. Они направили свои усилия на познание окружающего мира и сделали множество открытий в этом направлении.

Россия и Западная Европа дополняли друг друга в познании универсума — полноты мира материального и духовного. Западные ученые и художники выполняли свою миссию столь же самозабвенно и трепетно, как наши иноки-иконописцы, стремившиеся к тому, чтобы превратить себя в орудие, в придаток кисти, ведомой рукой Духа Святого. Так что многие из ученых за свою преданность и верность знанию пострадали. Вспомните хотя бы Галилео Галилея или Джордано Бруно.

Кстати, в последнюю поездку в Рим я невзначай попала на Кампо деи Фьори — площадь Цветов, где стоит памятник Джордано Бруно. Здесь, на лугу, спускавшемся к берегу Тибра, в 1600 году католическая инквизиция сожгла Джордано Бруно. До недавнего времени там был шумный рыночек, похожий на наши стихийные рынки у метро, которые бушевали в 1990-е годы и теперь благополучно исчезли: овощи, фрукты, мелочёвка, дешёвые китайские изделия. А на ступенях памятника мученику науки сидят школяры и распивают кока-колу.

 Кампо деи Фьори. Рим. Фото с сайта www.tvl.ro
Кампо деи Фьори. Рим. Фото с сайта www.tvl.ro

Джордано Бруно почли еретиком, потому что он развивал гелиоцентрические идеи Коперника о том, что земля вращается вокруг солнца. То есть о том, что в центре нашей системы находится солнце — Гелиос. Это и есть гелиоцентризм. А еще он утверждал, что вселенная бесконечна и в ней существует множество миров.

Менее сурово инквизиция – суд католической церкви – расправилась с другим замечательным учёным — Галилео Галилеем. Его осудили за поддержку той же теории Коперника в 1633 году и он был, можно сказать, под домашним арестом на своей вилле неподалеку от Флоренции. Кстати, папа римский Иоанн Павел II его в 1992 году реабилитировал и признал суд ошибочным.

Нонна Яковлева

Книги для семейного чтения: «Жемчужное ожерелье Северной Руси» , «Русь златоглавая», «Держава Московская», «Путешествие в культуру. По дороге к храму», «Русская икона»