Пандемия коронавирусной инфекции, которая за последний месяц вновь ускорила темпы своего распространения по всему миру, долгое время оставалась на периферии внутриполитической жизни Белоруссии. Власти страны еще весной заявили, что справятся с ситуацией без введения чрезвычайного положения и карантина. Более того, в то время как большинство стран Европейского континента закрыли свои границы, Белоруссия отказалась это делать, так как ее президент не увидел в подобной мере никакого смысла.
Так продолжалось вплоть до конца октября, когда Александр Лукашенко совершенно неожиданно изменил свою точку зрения и потребовал заняться ситуацией на границе, закрыв ее, в том числе и для собственных граждан. Несмотря на то, что в Минске заявили о том, что сделано это было из-за эпидемиологической ситуации в стране, подобный шаг руководства больше напоминает политически мотивированное решение, что подтверждается последними действиями и заявлениями белорусских властей.
Напомним, о том, что ситуацию с въездом и выездом в страну надо брать под контроль, А. Лукашенко заявлял неоднократно. Однако вплоть до конца октября речь не шла о полном закрытии границ. Более того, белорусский лидер отмечал, что никаких «железных заслонов» поставить не удастся, а Белоруссия останется дружественной страной для своих соседей. При этом коронавирус не страшил белорусского руководителя, который изначально заявлял о бессмысленности и карантина, и запрета на свободное перемещение граждан, когда Covid-19 проник на территории всех стран мира. Кроме того, особого смысла закрывать границы у белорусских властей в реальности не было, так как все соседи, в том числе и Россия, сделали это за нее. Белорусы практически не имели возможности выезжать из страны, хотя приезжали на родину беспрепятственно.
Однако все началось меняться после президентских выборов 9 августа. Начавшиеся по всей стране протесты вынудили белорусские власти действовать жестко по отношению к своим противникам. Многие из них были арестованы, но еще большая часть бежала из страны. Давления властей, аресты и всевозможные проверки, направленные на искоренение в стране инакомыслия, привели к тому, что начался серьезный отток представителей различных сфер, в первую очередь врачей, работников образования и IТ-отрасли.
Этому в немалом способствует и политика соседей, которые не признали итогов выборов и заявили о своей поддержке оппозиции. Кроме того, Литва, Польша и Украина решили воспользоваться ситуацией в своих интересах и стали приглашать на работу белорусов на льготных условиях. В частности, Варшава в начале ноября заявила о том, что хочет увеличить количество врачей, задействованных в борьбе с эпидемией, и намерена привлечь более тысячи иностранных специалистов, в первую очередь из Украины и Белоруссии. При этом замминистра здравоохранения Польши Славомир Гадомски сообщил, что многие их них уже находятся на территории страны.
Кроме того, ранее о желании привлечь в свои страны работников IТ-сферы заявили Литва и Украина. В частности, в начале октября Владимир Зеленский подписал указ «О некоторых мерах по привлечению предпринимателей, высококвалифицированных специалистов, являющихся гражданами Республики Беларусь», которым для специалистов IT-отрасли и членов их семей вводятся преференции при переезде. И, как сообщают украинские чиновники, к ним после выборов переехало уже около 1200 айтишников. Литва также заявляет о подобных «успехах», отмечая, что выдали гражданам РБ 581 разрешение на въезд в республику «с особыми гуманитарными целями», часть из которых также является высококвалифицированным специалистами.
Складывающаяся после выборов ситуация не могла не взволновать белорусские власти, которые за последние месяцы неоднократно заявляли о вмешательстве соседних стран в свои внутренние дела. Особое негодование официальный Минск высказывал в отношении Польши и стран Прибалтики, куда, как и показывает статистика, и раньше уезжало больше всего белорусов, в том числе на работу и учебу. После же событий августа этот поток только усилился. Так, по сведениям МВД республики, несмотря на закрытые из-за коронавируса еще весной границы, с начала осени в Польшу выехало около 10 тыс. белорусов, на Украину – 3 тыс., в Литву и Латвию – около 500. Чтобы понять масштабы бегства за последние два месяца, достаточно посмотреть на статистику за весь 2019 год, когда границы были открыты. Тогда, по данным Белстата, в Польшу выехал 1751 человек, на Украину – 1890, в Литву – 435, в Латвию – 131. Таким образом, ни о каком коронавирусе как причине для простых белорусов покинуть страну, а властям ограничить перемещение через свои границы, речи не идет. И сколько бы Лукашенко ни говорил о том, что «никакой политики» в его требовании закрыть границы нет, в это верится с большим трудом. Тем более что и сама белорусская власть косвенно это подтверждает.
В частности, обвиняя своих соседей в попытке дестабилизировать обстановку в стране, белорусское руководство рапортует о непрекращающемся пресечении незаконного проникновения в республику неких «диверсантов». Например, только за одну неделю конца октября на белорусской границе во въезде в страну, по различным основаниям, было отказано 595 иностранцам, большинство из которых, по официальному заявлению Госпогранкомитета, «крепкие молодые люди, спортивного телосложения, которые никак не смогли пояснить или подтвердить цели прибытия в Белоруссию». Поэтому решение белорусских властей о закрытии границы с 1 ноября для въезда иностранных граждан было вполне ожидаемо. Официальный Минск решил полностью исключить попадание в республику нежелательных элементов, которые так или иначе могут способствовать эскалации напряженности в стране.
Однако последующие после этого заявления Лукашенко поставили многих в тупик. Сначала белорусский лидер заявил, что в страну не нужно пускать студентов, которые учатся в первую очередь в Польше, так как их там учат совершенно не тому, чему нужно. Затем очередь дошла до врачей, которых заманили в Польшу. По его словам, «лишних врачей у нас нет», поэтому «надо понимать: уехал – назад не вернешься, там будешь работать и зарабатывать те большие деньги, за которыми уехал». И после этого на границе действительно стали фиксироваться случаи, когда пограничники по известным только им причинам начали разворачивать некоторых белорусских граждан, в первую очередь студентов, направлявшихся из Польши и Литвы.
Однако наиболее резонансным стало заявление Лукашенко 5 ноября о том, что прекратить впускать в Белоруссию надо не только иностранцев, но и тех «умных» белорусов, которые выехали за пределы нашей страны в это непростое время. «Заразу нам возить не надо, и неважно, с каким паспортом. Поехали туда учиться – пусть учатся, работать – пусть работают. Мы же не препятствовали этому. Поэтому пусть там работают и излечиваются», – заявил белорусский лидер.
Подобные слова вызвали полное недоумение, так как они противоречат не только Конституции Белоруссии и закону «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь», но и Международному пакту о гражданских и политических правах, который страна (тогда в лице СССР) ратифицировала еще в 1973 году, а факультативный протокол к нему – в 1992 году. В этих документах прямо говорится о том, что никто не имеет права препятствовать возвращению граждан на территорию своей страны. Да и ранее белорусские власти не только не запрещали белорусам возвращаться, но и делали все, чтобы вывезти их из эпидемиологически неблагоприятных регионов. Поэтому и нынешнее заявление Лукашенко в стране было воспринято не как забота об усилении борьбы с коронавирусом, а как попытка ограничить перемещение граждан в политических целях.
Впрочем, слова Лукашенко пока не нашли своего практического применения, так как в стране все еще не решили, каким законным образом можно сделать то, о чем сказал лидер. В частности, ни на сайте президента, ни на портале законодательных актов так и не появилось никакого распоряжения, кроме того, которое закрывало ранее границы для иностранцев. Госпогранкомитет Белоруссии лишь заявил, что для «предотвращения завоза заболевания из стран с неблагополучной эпидемической обстановкой» рекомендует «гражданам и постоянно проживающим в стране иностранцам отказаться от поездок за рубеж». При этом белорусам, находящимся за пределами республики, «следует воздержаться от необоснованных заграничных поездок без острой необходимости». Никаких иных ограничений и запретов пока введено не было.
В целом же к настоящему времени особых изменений на белорусской границе не произошло. Даже после того как 1 ноября власти ограничили пересечение наземных пунктов пропуска для иностранцев, за исключением ряда отдельных категорий лиц и россиян, следующих на родину транзитом. К слову, на лиц, прибывающих в Белоруссию через Национальный аэропорт Минск, данное ограничение не распространяется, что практически не изменило работу авиатранспорта, хотя некоторые из международных рейсов и были отменены. На начало ноября самолеты выполняли в Киев три рейса ежедневно, в Варшаву – один рейс в день, в Вильнюс – один самолет по нечетным дням, а в Москву – три раза в неделю.
Что же касается остального транспорта и пунктов пересечения границы, то и здесь ситуация пока практически не поменялась. На белорусско-российской границе все работает так, как и раньше – белорусы формально не могут просто так выехать, но возвращаются домой без каких-либо проверок. На остальных направлениях все зависит от ситуации в странах-соседках, которые официально так и не открывали своих границ с начала пандемии, за исключением Украины. При этом автобусное сообщение, как работало, так и продолжает работать. По свидетельствам руководителей компаний-перевозчиков, основной пассажиропоток ложится на транзитные рейсы, а из прямых направлений наиболее популярны Ереван, Кишинев, Варшава, Москва, Киев.
В то же время так и не было возобновлено пассажирское сообщение между Белоруссией и соседними странами по железной дороге. Железнодорожное сообщение с Польшей остается закрытым с 14 марта, с Украиной, Литвой и Латвией – с 15 марта, а с Россией – с 20 марта. И пока эти направления открывать никто не планирует.
Таким образом, если посмотреть на складывающуюся вокруг закрытия белорусскими властями границу ситуацию, то вырисовывается вполне простая и четкая картина. Ни о каком усилении контроля на границе из-за распространения коронавируса сегодня речи не идет. Главной причиной принятия нынешних решений является политическая обстановка как в самой Белоруссии, так и вокруг нее. Власти республики стремятся не допускать в страну тех, кто может усилить протестное движение или провезти через границу финансовую и иную помощь оппозиции.
В ситуации, когда западные страны не планируют менять свое отношение к политическому режиму Лукашенко, ожидать открытия границ на западном направлении, даже после улучшения ситуации с коронавирусом, не приходится. И вполне вероятно, что единственным окном в Европу для белорусов в обозримом будущем может стать Россия. Осталось только дождаться, когда внутри Союзного государства все же решаться открыть границы, о чем Минск и Москва говорят на протяжении последних месяцев.
Оригинал статьи размещен здесь