Раз уж мы оказались в Эфиопии, известной на весь мир своими палеонаходками, то пройти мимо них, конечно, было нельзя. В частности в музее Аддис-Абебы есть даже отдельный зал, посвященный знаменитой Люси – отдаленной родственнице человека. К сожалению, это – всего лишь реплики. Как впрочем, и подавляющее большинство других экспонатов музея…
Примерно в 50 км к востоку от Аддис-Абебы в сентябре 2007 года открылся музей, посвященный местной палеолитической культуре “Melka Kunture”. Среди всего прочего тут демонстрируются то, что считается стоянкой палеолитического человека – навал костей и простых инструментов среди груды камней.
“Стоянка” произвела удручающее впечатление.
Во-первых, то, что считается, скажем, искусственно созданными обсидиановыми инструментами, которые якобы говорят об определенном умственном развития наших местных предков, запросто могут свидетельствовать ни о чем. Позднее на дороге, где обсидиан валялся вместе со щебенкой в изрядном количестве, мы провели простейший эксперимент – раскололи несколько кусков обсидиана простым ударом о камни. В результате даже с первой попытки получается то, что можно использовать в качестве, скажем, скребков или лезвий (см. фото ниже). а с нескольких попыток получаются осколки в виде “примитивных игл, шила, ножей” и т.п. Ударять же камнем о камень, как стало недавно известно, умеют даже мартышки в Бразилии…
И во-вторых, камни на “стоянке” явно обкатаны и очень похожи на обычную речную гальку, а само их скопление – на скопление гальки в речной заводи. Тогда и кости с “инструментами” вполне могли быть принесены сюда древней рекой и никак не связаны с реальной “стоянкой”.
Более того, если посмотреть на схему профиля местности (см. фото ниже), то понятно, что древняя река могла принести сюда кости и “инструменты” из слоев совершенно разной и более поздней датировки. Все производит впечатление, что как идентификация места в качестве “стоянки”, так и ее датировка возрастом вплоть до 800 тысяч лет – просто высосаны из пальца…
Находящаяся в музее общая карта имеющихся на текущий день находок, связанных с происхождением человека, наглядно демонстрирует скудость этих находок и зыбкость основания принятой ныне картины эволюционного древа человека.
Более того, представленные на стендах музея карты и схемы на самом деле выбивают почву из под ног той теории, согласно которой человек появился в зоне рифтовых разломов. Впрочем, как и вообще из под ног теории о происхождении человека именно в Африке. Дело в том, что тут, благодаря существующему разлому, обнажились древние слои, что создало лишь наиболее благоприятные условия для раскопок, а не для превращения обезьяны в человека. Никто же из археологов не пробовал копать, скажем, на глубину в несколько сотен метров в каком-нибудь другом месте… (А. Скляров)
Авторы фото - члены экспедиции ЛАИ: Андрей Скляров, Максим Ляменков, Андрей Жуков, Алексей Павлов, Дмитрий Огай.