Предпринимателями становятся очень разные люди: увлеченные, творческие, далекие от цифр и законов. И всем им приходится столкнуться с прозой жизни: декларациями, налогами и прочими прелестями ведения бизнеса. Делимся пятью болями реальных предпринимателей и даем советы, как преодолеть трудности (и как тут могут помочь бизнес-карты)
1. Разобраться с ОКВЭДАМИ и понять, с чего начать оформление документов
Многие предприниматели еще на этапе создания юрлица испытывают кучу проблем. Новые термины, обязанности и правила способны ввести в ступор кого угодно. К тому же уже на этом этапе можно схлопотать штраф. Да, суммы небольшие, но сколько стресса.
@jveda, фрилансер
«Моей главной болью было разобраться, как устроена система ИП, какие нужны документы для открытия, и что вообще делать. Откровенно говоря, я не чувствую себя предпринимателем — это мера, чтобы легально работать. Бегать по инстанциям и оформлять документы мне совсем не хотелось. Оказалось, этого и не нужно. Мне посоветовали банк, который оформляет все сам. Я оставила заявку и подобрала подходящие ОКВЭДЫ (они просто гуглятся по запросу с вашей сферой деятельности). Затем подписала бумаги у агента, который приехал ко мне домой, и стала ждать готовые документы. Если бы пришлось ходить по всем инстанциям — не уверена, что в итоге остановилась бы на ИП. Слишком много возни для тех, кто не особо ориентирован вести бизнес-бизнес».
Совет. Если не знаете с чего начать, обратитесь в банк, где будете обслуживаться как предприниматель, где откроете счет и бизнес-карты, которые к нему будут привязаны. Вам предложат помощь в оформлении и ответят на вопросы. В некоторых банках у вас будет личный менеджер, с которым вы сможете пообщаться в любой момент. Также во многих регионах есть союзы предпринимателей. Они дают бесплатные консультации.
2. Отчеты, налоги и штрафы — одна большая бухгалтерия
Документооборот у ИП проще, чем у ООО, но для неопытного человека — любая форма документа — темный лес. Все не так страшно, когда разберешься.
Какие отчеты должен сдавать ИП:
- налоговые декларации;
- отчеты по сотрудникам (налоговая, Пенсионный фонд и Фонд социального страхования);
- отчетность по кассовым операциям;
- отчеты по дополнительным налогам.
Перечень и особенности сдачи всех этих документов варьируются в зависимости от условий работы конкретного ИП. Но суть ясна: стоит только разобраться в самом начале, и отчеты станут привычкой.
Мария Корчунова, юрист
«Я открыла ИП в 2014 году. Из-за незнания и отсутствия денег на нормального бухгалтера в первые годы работы влетела на штраф в 5 000 рублей за несвоевременную уплату налогов. Это говорит лишь о том, что регистрируя ИП, ты должен понимать, что все придется делать самостоятельно или нанимать людей и закладывать на это бюджет».
Совет. В некоторых банках есть система напоминаний о необходимости сдать отчет или оплатить налоги. Если вы совсем далеки от бумажек и цифр или просто не хотите заниматься этим, наймите специалиста на аутсорс. А некоторые компании вовсе заменят бухгалтера или возьмут на себя весь документооборот.
Наталия Рощина, дизайнер интерьеров
«Я создаю дизайн и работаю с интерьерами — в этом разбираюсь. Но юридические моменты, налоги — не моя сфера, поэтому делегирую. Не вижу в этом ничего зазорного. У каждого есть своя работа, и делегирование — залог успешности. Для творческих предпринимателей юридические и бухгалтерские вопросы — очень тонкий момент. Я убеждена, что намного эффективнее заплатить за консультацию или работу, но быть уверенным, что все декларации будут сданы в срок, а твои права как автора защищены».
Совет. Один из бюрократических моментов все же можно избежать. Если вы как предприниматель передаете сотрудникам командировочные или деньги для оплаты товаров и услуг для компании, вам хорошо знакома система авансовых отчетов. С бизнес-картой Mastercard® можно забыть про документы и подписи: все фиксируется онлайн, отчеты сдаются так же. Оформите бизнес-карту для сотрудника и просто пополняйте ее на необходимую сумму с расчетного счета. Конечно, вам все еще придется подписывать акты и накладные, но на одну бумажку станет меньше.а также, все расходы сотрудника станут прозрачными и легко контролируемыми.
3. Комиссия за кровно заработанные и риск попасть под обнал: страшилка про Список-550
Все доходы ИП приходят на расчетный счет. Сразу выводить с него деньги нельзя. Есть риск попасть в прицел Росфинмониторинга, который может заподозрить вас в отмывании денег.
Мария Корчунова, юрист
«Список-550 составляет Росфинмониторинг и включает в него ИП, которых подозревает в отмывании денег. Согласно статье 115-ФЗ сам банк просто так заблокировать операцию не может — информация о подозрительности ИП должна быть отражена в личном кабинете кредитной организации на портале Росфинмониторинг. Но банк вправе заблокировать или отказать в проведении подозрительной операции — в этом случае он обязан сообщить в Росфинмониторинг. Такие клиенты автоматически попадают в список 550. Механизма, как из него выйти — фактически не существует. При этом банки ориентируются на список, одобряя или не одобряя операции на открытие счета, выдачу кредитов и так далее.
Как не попасть в список: тщательно проверять контрагентов при заключении договоров, подписывать все документы до проведения операции по оплате и внимательно и подробно составлять договоры, чтобы по случаю можно было его предоставить и подтвердить действительность операции и оказываемых услуг.
Выйти из списка очень сложно. Придется обжаловать действия банка и предоставить оправдательные документы».
Совет. Если вы платите налог на доход и не отчитываетесь за расходы, старайтесь не выводить деньги сразу после их поступления на счет. Деньги могут списываться напрямую с расчетного счета по бизнес-карте. Кроме того, проверить счет на риск блокировки можно бесплатно с сервисом Контур.Смарт в программе Mastercard Бизнес-Бонус.
4. Учет доходов и расходов и программы для логистики и бухгалтерии
Предприниматели, работающие по системе «доходы минус расходы», вынуждены вести куда более сложную отчетность, чем те же фрилансеры. За каждый потраченный рубль придется отчитаться. А программы, которые призваны облегчать процесс, порой его только усложняют.
@subar007
«Самая большая сложность — софт для предпринимателей. По факту, для бухгалтерии необходимо использовать одноименный продукт от 1С, но в нем не реализован нормальный механизм движения товаров, поэтому для организации склада нужна отдельная программа, которая бы корректно вела остатки и синхронизировалась с бухгалтерией. При этом Управление торговлей нереально нагроможденное, а управление нашей фирмы не умеет корректно считать себестоимость товаров. Так и приходится вести складской учет в одной программе, бухгалтерский — в другой, без синхронизации. При этом аналогов ПО практически нет, а все облачные или онлайн-версии и программой назвать тяжело, они предназначены максимум для магазинчика на не проходной улице...».
Совет. Чтобы не усложнять и без того трудоемкий процесс отчетности, откройте бизнес-карту Mastercard. Оплачивая ей все расходы, включая штрафы, расходы на рекламу, ЖКХ, электроэнергию и прочее, вы сделаете бухгалтерию прозрачнее. Часть расходов учитывается системами по отправке автоматизированной отчетности в налоговые органы. Так что вы просто облегчаете себе жизнь. Также бизнес-карты дают дополнительные преимущества. Например, за все покупки от 500 рублей по бизнес-карте Mastercard вы получаете бонусы, которые сможете обменять на скидки и специальные предложения. Допустим, сервис ведения бухгалтерской отчетности, рекламное продвижение бизнеса или курьерские доставки.
5. Работа 24/7
Предпринимателю не на кого скинуть ответственность. Все ошибки, в том числе сотрудников, влияют на его доход. В этой ситуации трудно отдать кому-то контроль. А вдруг что-то пойдет не так? Лучше сделать самому и не переживать о результатах. Эта логика знакома многим предпринимателям, в особенности в начале.
Если с вами не работают доводы, что отдых важен для вашего организма и ментального состояния, подумайте о том, как усталость влияет на вашу работу. При недостатке сна вы чаще испытываете стресс и злость, а ваш мозг выдает иррациональные эмоциональные реакции. То есть вы начинаете реагировать неадекватно ситуации. Еще один негативный эффект усталости — ваша память работает хуже, а значит вам будет труднее учиться и запоминать.
Совет. Постарайтесь постепенно отпускать контроль. Начните с мелких задач. Доверьте вашему сотруднику купить канцелярские принадлежности или съездить к поставщику за сырьем. Если тревожность вас не отпускает, вручите сотруднику бизнес-карту Mastercard и поставьте ограничение на расходование средств. Так вы будете уверены, что ваши средства будут в сохранности.
Как справиться с этими и другими болями? Изменить отношение
Начиная свое дело, многие не рассчитывают, что столкнутся с таким количеством проблем. Но работать и жить будет проще, если воспринимать проблемы и боли как решаемые задачи. Одно из решений, которое можно принять уже сейчас, — оформить в своем банке бизнес-карту Mastercard c программой скидок и предложений Бизнес-Бонус. С ней вы упростите ведение отчетности, автоматизируете необходимые платежи и освободитель от головной боли с выводом средств и авансовыми отчетами. Еще и будете бонусы получать - не забудьте зарегистрировать свою карту в программе и получить сразу 30 приветственных бонусов, которыми сразу можете воспользоваться:
- Скидка на покупки в интернет-магазине Ozon
- Скидка 5% на топливо в Яндекс-Заправках
- 1 месяц пользования услугой «Стандарт плюс» на hh.ru
- Доступ к новому гео-сервису для поиска коммерческой недвижимости BBGeo
- Доступ к сервису экспресс-проверки контрагентов Контур.Светофор
Все предложения ищите на странице программы Бизнес-Бонус.