«Средний сын и так, и сяк» - вот какое определение оставил нам Петр Палыч в "Коньке-горбунке". Почему же средние дети ведут себя «и так, и сяк», каково им между старшими и младшими, особенно если «старший умный был детина», а «А младший вовсе был дурак», мы и поговорим сегодня.
На долю «серединок» выпадает много интереснейших ролей и трудностей. Недаром они часто вырастают «ни то, ни се».
Трудно быть кем-то определенным, когда ты живешь в "полуролях" – ты то младший без привилегий единственного, то старший без полномочий главного.
Но проклятие среднего ребенка не проблема «полуролей», а – конкуренция.
В зависимости от разницы в возрасте и особенностей характера, конкуренция может складываться по-разному. Я опишу типичный расклад, не претендуя на его единственность.
Старший ребёнок на фоне остальных умнее, ответственней, серьезней просто потому, что по возрасту все это ему и положено.
Если же старший под гнетом родительского давления еще и стал эталоном для «мелких», то пиши-пропало. Для среднего он становится недосягаемой величиной, до которой тот пыжится вырасти (иногда всю оставшуюся жизнь).
Как представитель «серединок», я хорошо помню, как в детстве мечтала вырасти и стать СТАРШЕ старшей сестры (почему-то мне казалось, что это возможно).
Я чувствовала, что сестра обладает каким-то особенным отношением главных фигур любого детства – папы и мамы.
Это переживание типично для «мидлов» - средних из детей.
Старший ребенок – тот, на кого можно положиться.
Средний – тот, на кого положатся, если нет старшего. При этом поручение будет выдаваться среднему с тревожно-недоверчивым выражением родительских глаз, особенно, если дело касается присмотра за младшим.
Это, в общем-то, нормально, потому что средний, хоть и безвременно утратил роль младшего, немножко младшим остался. Быть предметом, а не субъектом опеки ему сподручней.
Но от того, что родительское недоверие имеет свои основания, принимать его ничуть не легче.
К старшему на родительские собрания ходить одно удовольствие – можно с торжеством наблюдать, как мрачнеют лица родителей «средних», когда тебе достаются аплодисменты за очередное достижение твоего старшего отпрыска.
Он опять лучший в рейтинге успеваемости, снова выиграл районную олимпиаду и на него никак не нарадуется классный руководитель, которому примерный ученик набирает очки.
Если старший не блещет учебными успехами, то он становится старостой, волонтером, правой рукой – одним словом, положительным персонажем в любом случае.
Со средними же расклад троякий.
Конкуренцию со старшим чаще всего пытаются выиграть тремя доступными тактиками.
Первая - победить в зонах, куда старший из-за своей осторожности не сунется.
Вторая – обесценить достижения старшего.
Есть еще и третий вариант – отказаться от какого-либо перетягивания одеяла на себя, сдаться и ни во что не ввязываться, чтобы как можно реже попадать в ситуацию сравнения.
В третьем случае «серединка» становится действительно середнячком. Это те из ваших одноклассников, которые остались серой неразличимой массой в воспоминаниях.
Они тоже мучительно переживают конкуренцию, но внешне это может быть совсем незаметно.
Такие дети нередко становятся тенью старшего, послушно идя по его стопам, но никогда не собирая тех же призов (еще бы, это же не их путь).
Часто в школе и другом окружении среднего так и называют – «Это Ваня, брат Андрея Васильчука». – «А, Васильчука, знаем, знаем…». И Ваня в этот момент чувствует привычный укол в самое сердце собственного достоинства.
В других конкурентных тактиках «средние» незамеченными остаться не могут, и ни на какую тень они не согласны. Кредо среднего ребенка, выбравшего путь соревнования - "Мы еще посмотрим, кто кого!“.
«Мидлы» не имеют реальной возможности стать старше старшего или младше младшего, поэтому предпочитают конкурировать не в успеваемости, интеллекте или очаровании, а в других зонах.
Старший собирает макулатуру – средний спасает котенка с крыши. Старший едет на олимпиаду, средний становится фронтменом в школьной команде КВН.
Старший – кулинарный гений на родственных посиделках, средний – играет на гитаре жуткую рок-композицию и надрывно поет (при этом встречая недоумение родственников и привычный тревожно-разочарованный взгляд родителей).
К среднему на собрания ходить не хочется, но надо, и желательно посылать папу, особенно если средний не обнаружил в себе силы для того, чтобы тягаться со старшим в достижениях, и пошел ва-банк, то есть в разгул.
Те из ваших одноклассников, которые хамили трудовику, срывали уроки, продавали из-под полы травку, сочиняли матерные частушки про директора, и придумывали вам обидные прозвища – наши «мидлы» во всей своей красе. Они выбрали вторую тактику - обесценить успехи старшего. Мол, это все детский сад, а у меня тут реальная "жиза".
Если вы родитель «среднего» ребенка, которому пришла повестка из полиции за участие в сомнительных предприятиях, погодите себя корить за плохое родительство – очень вероятно, что вы тут ни при чем.
Роль среднего сама по себе рождает честолюбие и амбиции. Догоняя старшего и поджимаемый младшим, средний наращивает обороты доступными средствами, и порой ему нужно получить пару-тройку серьезных шлепков от жизни, чтобы достигаторствовать более трудными, но безопасными путями.
Что происходит с «серединками», когда они вырастают?
В жизни наши герои могут реализоваться по-разному. Менее спонтанные, чем их младшие сиблинги, но более амбициозные, чем старшие, они могут сделать свою жизнь прорывной (если, конечно, на застрянут в роли «тени»).
Из них получаются отличные предприниматели – привычка выкручиваться делает их креативными.
Они хороши в роли деятелей сферы искусств – жажда восхищения, недополученная в детстве, заставляет их совершенствоваться ради славы
А их привычка выдерживать соревнование – хорошая опора для самых разных жизненных профессий.
Но в семье выросшие «серединки» часто до конца жизни не будут восприниматься всерьез.
И сколько бы им ни было лет, и в какой бы они ни были силе во внешнем мире, им еще долго придется чувствовать укол в эго, когда родители будут ставить в пример старшего.
Закончу описание наших сегодняшних героев словами одного из моих клиентов.
Мне было 45 лет, когда папа на юбилее сказал, что мной гордится. Отвечая на его поздравление, я чувствовал, что у меня дрожит голос и подгибаются колени. На моих предприятиях работает 300 человек, я оплачиваю счета родителей последние 13 лет. Но впервые за всю свою жизнь я услышал, что папа гордится мной, мной, а не старшим братом. Я оказался к этому не готов, и разволновался как сопливый пацан. Не готов, хотя, наверное, ждал этого всю жизнь.
Есть у меня в запасе еще тема «Особенные дети» - в ней могу рассказать о младших детях и других специфических детских ролях, которые накладывают на человека отпечаток.
Если интересно – дайте знать, а мне расскажите – есть ли средние дети в вашей родительской семье? Преследует ли их жажда достигаторства?
____
Уважаемые читатели! Я приглашаю вас к тактичному и доброжелательному обсуждению. Любые оскорбительные сообщения в мой адрес или адрес других людей будут отправляться в бан вместе с их авторами. Мой канал место для размышления и поддержки, а не для слива агрессии.
Автор текста и канала: психолог Галина Соколенко
____
Читайте другие мои статьи: Трагедия старшего ребенка и Семейное обучение: тепличные условия против жёсткой реальности