Здравствуйте! Меня зовут Евгений Паршин, я работаю CPO в «Альфа-Банке» и преподаю продакт-менеджмент в GeekBrains. CPO расшифровывается как Chief Product Officer, или директор по продукту. Моя работа — сделать так, чтобы клиенты получили максимально качественный продукт, а компания — прибыль.
Я замечал, что многие кодеры или другие специалисты помимо основной работы увлечённо занимаются пет-проектами. Что говорить, я и сам успешно запустил несколько в свободное время.
Довольно часто я сталкивался с непониманием: «А зачем тебе в свободное от работы время заниматься другой работой?» Причин может быть несколько. Например:
- получить дополнительный кейс в портфолио;
- быстрее прокачиваться в профессиональном плане;
- получить в перспективе дополнительный источник дохода;
- быть совершенно свободным в принятии решений по продукту;
- заниматься чем-то в своё удовольствие, когда основная работа наскучила.
Я смотрю на совмещение работы и стороннего проекта скорее как на инвестиции. Есть высокорисковые — это собственный продукт. Вероятность неудачи велика, но если всё выгорит, вы получите высокую доходность, которая в несколько раз может превышать зарплату. С другой стороны, есть основная работа — это низкорисковая инвестиция. Вы получаете стабильный доход, если, конечно, хорошо работаете.
Если совмещать работу и свои продукты, у нас получается сбалансированный портфель.
Решились создать собственный сайд-проект? Тогда я расскажу про несколько интересных лайфхаков.
Лайфхак № 1. Чудес не бывает, нужно много работать
Мне часто задают вопрос, как я успеваю и работать, и запускать продукты. Секрета нет: просто нужно делать больше, чем ты привык. Днём на основной работе я не могу полноценно заниматься развитием личного проекта. Поэтому вечером, приходя домой, я уделяю около трёх часов моему продукту — этого вполне достаточно.
Лайфхак № 2. Обращения клиентов только через мессенджеры
Когда вы работаете и развиваете свой продукт, скорее всего, вы не можете обрабатывать звонки от клиентов во время рабочего дня, но быть с ними на связи важно. Не хочется терять лиды и оставлять их без внимания.
Отличный выход — мессенджеры. Вместо телефона размещайте на сайте прямую ссылку на свой мессенджер и консультируйте там. Ответить можно во время перерыва на кофе или обед. Так вы точно не потеряете клиента и не дискредитируете себя на работе.
Лайфхак № 3. Аутсорсим оператора дёшево
Если понимаете, что вам всё же нужен оператор, нанимать человека на фултайм дорого и неоправданно, ведь у вас нет полной загрузки для него. Отличный выход — найти оператора на YouDo на парттайм.
Он будет доступен 12 часов, при этом чистое время работы составит 2–3 часа в день, а стоить это может до 500 рублей.
Лайфхак № 4. Делаем почти всё сами
Когда мы запускаем и развиваем свой продукт, критически важна минимизация двух вещей: расходов и затраченного времени.
В менеджменте такой подход называется Lean, или бережливое производство. Идея в том, что лишние копейки или минуты, потраченные на разработку продукта, могут в итоге сделать его только хуже.
Например, чтобы сэкономить время и деньги, вместо аутсорсинга задач по созданию лендинга, рекламной кампании или креативов делайте всё сами. Так вы не потратите время на согласование задачи с подрядчиком, станете гибкими и быстрыми с точки зрения изменений в продукте.
Да, сразу может не получиться, но через пять циклов вы будете делать всё уже вполне неплохо. И профессионалу, и начинающему верстальщику или дизайнеру подойдут для работы сервисы Tilda и Canva. С ними вы сможете тестировать много гипотез по вашему продукту.
Лайфхак № 5. Запись пользователей на интервью
Одна из важных задач при развитии продукта — интервью с пользователями. Их нужно проводить много и часто. Если вы хоть раз это делали, то понимаете, насколько сложно и неудобно договариваться с человеком о дате и времени. Особенно если он находится в другом часовом поясе.
Сервис Calendly сильно упрощает задачу. Вам не нужно долго переписываться с десятками людей в почте или мессенджерах. Достаточно указать, когда вы свободны, и скинуть ссылку вашим собеседникам. Они сами выберут, когда им удобнее будет пообщаться и назначить встречу.
Так вы избавитесь от лишней рутинной работы и сможете сконцентрироваться на продукте.
Лайфхак № 6. Бесплатные каналы привлечения
На первых этапах не нужно использовать дорогие каналы, с которыми сложно работать. Пишите статьи на vc.ru, rb.ru, habr.com, inc.ru.
Отличный канал привлечения — среда обитания вашей ЦА. Это могут быть группы ВКонтакте, Facebook и Telegram. Ещё один вариант — прямые продажи.
Лайфхак № 7. Найдите помощника или сооснователя
Разделите зоны ответственности и задачи. Например, с junior-продакт-менеджером, который хочет получить кейс в портфолио. Чаще всего такие помощники не просят плату за работу, но при этом сильно мотивированы.
Лучше всего искать людей с компетенциями, которых не хватает у вас. Например, вы классный продажник, а сооснователь или джун — крутой разработчик или исследователь.
Лайфхак № 8. Выделите время для обучения
Я уже писал, что мы так или иначе ограничены 24 часами в сутках, но это не повод не получать новые знания. Если вы начинаете пет-проект, даже в той области, где считаете себя специалистом, всё равно велик шанс, что знаний вам не хватит.
Например, вы хороший кодер или пиарщик, но не знаете, как организовать процессы создания продукта и его вывода на рынок. Или знаете, но только в теории, и очень смутно представляете, как воплотить идеи в жизнь. Значит, нужно прокачаться в этой области.
Можно обратиться к специализированной литературе по менеджменту или роликам на YouTube, но они не дадут полный набор знаний. К тому же здесь никто не будет учитывать ваши индивидуальные потребности. Поэтому лучше пойти на один из курсов с ментором — например, на BOOTCAMP по запуску собственного продукта от GeekBrains.
Вы научитесь:
- генерировать идеи и анализировать рынок;
- работать по системе Customer development и разрабатывать действительно нужный продукт;
- создавать MVP, питчить и продвигать продукт;
- оценивать его прибыльность и рассчитывать юнит-экономику.
После курса у вас в портфолио будет хороший кейс и реальный опыт, а может, и готовый продукт.
В этой статье я дал советы по запуску продукта, но если у вас совершенно нет знаний в продакт-менеджменте, рекомендую сначала проверить себя на курсе. Например, я, как один из соавторов и преподавателей программы, часто использую эти подходы для обучения команды и могу точно сказать, что курс подойдёт не только состоявшимся специалистам или предпринимателям, но и новичкам.
Переходите по ссылке, знакомьтесь с программой и получите всего за 2,5 месяца знания и опыт, которые невозможно найти в книгах или видео на YouTube.