Часто мы как потребители встречаемся с заманчивыми предложениями приобрести товар «по самой выгодной цене» или получить «скидку в 80%». Но стоит помнить истину - продавцы не работают себе в убыток. Статья посвящена "потребительскому экстремизму", мы расскажем о том как защищаем компании от таких недобросовестных покупателей. Мы понимаем, что этой статьей вызовем гнев потребителей, которые составляют большинство наших читателей. Но в тоже время мы понимаем, что компании-продавцы тоже нуждаются в защите от потребителей.
В статье разберемся, являются ли такие обещания публичной офертой и допускается ли отказ от публичной оферты в принципе и конкретно в таких случаях.
Начнем с того, что обычная реклама очень похожа на публичную оферту.
Реклама – обращение к неопределенному кругу лиц в любой форме с целью привлечь внимание к товару. В рекламе мы обычно видим название магазина, цену товара/ услуги или скидку, которую можем получить, и сроки акции.
Но четко идентифицировать сам товар или пакет услуг из рекламы, как правило, невозможно. В этом заключается ключевое отличие рекламы от публичной оферты.
Публичная оферта – это полноценное предложение заключить договор купли-продажи (договор оказания услуг и т.д.). В публичной оферте обязательно содержится следующая информация:
1. явное намерение продавца заключить договор с любым, кто откликнется на предложение заключить договор.
Например, публичная оферта исходит от фитнес-клуба. Распознать публичную оферту среди рекламы можно по фразам:
- «данное предложение является публичной офертой»
- «данное предложение делается в соответствии со ст. 437 ГК РФ»
2. существенные условия будущего договора.
Абсолютно в каждом договоре есть одно существенное условие – предмет договора. Предмет договора – это описание действий, которые должна совершить каждая из сторон.
В договоре оказания спортивно-оздоровительных услуг (фитнес) фитнес-клуб обязан оказать ОПРЕДЕЛЕННЫЕ УСЛУГИ (обычно это наименование клубной карты и отсылка к сайту фитнес-клуба; встречается также перечисление конкретных тренировок и залов). Обязанность клиента – оплатить услуги.
Иные условия (срок, цена и т.п.) признаются существенными, если в законе указано, что данное условие обязательно включается в договор под угрозой признания такого договора незаключенным (не порождающим никаких юридических последствий).
Существенными условиями договора с фитнес-клубом помимо предмета является объем фитнес-услуг. Это условие важно, поскольку клиент должен четко понимать, в течение какого времени он может посещать зал. Данное условие определяется либо путем указания срока действия клубной карты, либо путем указания количества часов (занятий) посещения.
Для данного договора также существенными условиями будут условия, которые указываются в соответствии с Законом о защите прав потребителей (договор с фитнес-клубом – «потребительский», так как на одной стороне выступает предприниматель, а на другой – гражданин, действующий в целях удовлетворения своих бытовых потребностей):
- цена
- фирменное наименование и адрес фитнес-клуба
- ссылка на правила оказания услуг в фитнес-клубе
Напротив, в публичную оферту ЗАПРЕЩЕНО включать условия, ущемляющие гарантированные права потребителей. Например, к таким условиям относится навязывание дополнительных платных услуг. Если продавец включает подобные условия наряду с заманчивыми условиями в свои предложения, то он должен заплатить штраф за публичную оферту. Размер штрафа за публичную оферту для должностных лиц – до 2000 рублей, для компаний – до 20 000 рублей.
Оферта признается ПУБЛИЧНОЙ только тогда, когда с ней может ознакомиться любой гражданин. Если оферта адресована конкретному человеку или нескольким лицам, то она не признается публичной.
Суть публичной оферты состоит в том, что продавец (фитнес-клуб в нашем примере) считается заключившим договор с любым лицом, которое откликнулось на публичную оферту, именно на тех условиях, которые в ней содержались. Расторжение публичной оферты после того, как потребитель сделал заказ, не допускается. Если гражданин обратился в фитнес-клуб, но администратор отказывается предоставить ему клубную карту на условиях, изложенных в публичной оферте, то гражданин вправе обратиться в суд и требовать понудить фитнес-клуб исполнить публичную оферту. Также гражданин может взыскать убытки за расторжение публичной оферты.
При этом, допустим отказ от публичной оферты до того момента, как потребитель обратился к продавцу. Отказ от публичной оферты делается в той же форме, что и сама оферта. Например, если публичная оферта содержалась на сайте фитнес-клуба, а отказ от публичной оферты размещен в офисе фитнес-клуба, то публичная оферта не может считаться отозванной.
Итак, как продавцам, так и потребителям важно четко понимать разницу между публичным предложением и рекламой. Публичное предложение содержит все ключевые условия будущего договора и обязывает продавца заключить такой договор с любым обратившимся к нему потребителем. Реклама, наоборот, имеет своей целью лишь привлечение внимания людей, не содержит конкретики и ни чем не связывает продавца.
Важный момент. Действует презумпция того, что объявление является рекламой, а не публичной офертой. То есть, если возникают трудности с квалификацией предложения (реклама или публичная оферта), предполагается, что это реклама. Поэтому в объявлении не обязательно делать сноску «Данное предложение не является публичной офертой».
Закон пресекает попытки недобросовестных продавцов включить в публичную оферту «кабальные» для потребителей условия под угрозой штрафов. Подробнее о защите прав потребителей читайте здесь.
Но злоупотребления потребителей не наказываются, хотя являются достаточно распространенными. Многим известно понятие «потребительский экстремизм». В качестве примера «потребительского экстремизма» приведем случай, действительно, имевший место в судебной практике (определение Московского городского суда от 22.04.2019 по делу № 33-17991/19).
Автодилер на своей страничке в социальной сети разместил объявление. В нем пользователям предлагалось обменять свой старый автомобиль на новую машину до конца месяца. Один из пользователей соцсети обратился к автодилеру с требованием предоставить новый автомобиль, указав, что объявление являлось публичной офертой. Суд отказал в удовлетворении требований гражданина. Основанием для отказа в иске стало то, что объявление не содержит существенного условия договора мены – индивидуализирующие признаки автомобиля (марка, модель, тип кузова, объем двигателя и т.п.). В данном случае объявление было признано рекламой.
Расскажем про случай нашего клиента.
В ситуации нашего доверителя (за юридической помощью обратился как раз фитнес-клуб) нам тоже пришлось выполнить правовую квалификацию объявлений – являются они рекламой или публичным предложением. Кстати, мы часто представляем интересы сторон с спорах с фитнес-клубами.
Вкратце, ситуация состоит в следующем. От имени фитнес-клуба была сделана рассылка о предоставлении больших скидок. Ссылаясь на то, что данная рассылка похожа на публичную оферту, клиенты обратились к администратору с просьбой предоставить им такую скидку на абонемент.
Внимательно изучив доводы обратившихся клиентов, мы пришли к выводу, что предложение фитнес-клуба представляет собой рекламу, а не публичное предложение. В ответе на претензию потребителя мы обратили внимание на следующие важные моменты:
- потребитель должен доказать, что публичная оферта исходит именно от фитнес-клуба.
- потребитель должен предоставить достоверные доказательства, подтверждающие существование публичной оферты. Например, электронные письма и иные электронные доказательства принимаются судом, если произведен их осмотр нотариусом и составлен соответствующий протокол.
- предложение из рассылки не содержит существенного условия - конкретного описания предоставляемой услуги (что входит в данные услуги, где оказывается услуга, время, когда данная услуга может быть оказана) , то есть не определен предмет договора.
Ниже публикуем наш ответ на претензию потребителя: