Молва о том, что русские скупают любую броню, которая попадается им под руки, быстро распространился по британскому содружеству в конце 1914 года. Свою часть заказов получили англичане и немного американцы. Канада то же решила не остаться в стороне. Хотя бы на словах. По мнению прессы броневик, построенный фирмой из Квебека Drednot Motor Truck Company, был построен для русского фронта.
Drednot Armored Car/Бронеавтомобиль на шасси автомобиля Дреднот
Страна: Канада/САСШ?
Производитель: Drednot Motor Truck Company/Standard Ordinance Corp?
Год выпуска: 1914-1915
Кол-во: 1
Боевая масса: 4-5 тонн
Эта статья - ремастер статьи, опубликованной 3 месяца назад, как писали давно, в связи со вновь открывшимися обстоятельствами. Ничего больше об этой машине не стало известно, но появились данные, которые немного проливают свет на её появление.
В 1910-м году Дэвид Белламор (David Havelock Bellamore), рожденный в Британии предприниматель и изобретатель, попробовал начать выпуск первого серийного бронеавтомобиля в Нью Йорке, на специально созданной для этих целей фирме Bellamore Armored Car & Equipment Co. Но ведь первые серийные машины начали строить в Англии, Канаде и России только в 1914-м с началом Первой мировой войны, обходясь до этого только экспериментальными образцами. Но фокус в том, что Белламоре хотел выпускать бронеавтомобили, но не военные, он занялся выпуском банковских и инкассаторских броневиков на шасси полуторотонного 2-х цилиндрового 20-ти сильного грузовика Autocar. Первые фотографии действующего образца были опубликованы 3 октября 1910-го года.
Новый автомобиль был оборудован стальным сейфом, электрической охранной сигнализацией и броневой защитой водителя и кассира, кузов, изготовленный из хромистой стали, был пуленепробиваемым и огнестойким. Белламор был хорошо знаком с потребностями банкиров, работая в манхэттенском офисе производителя сейфов Mosler Safe Co. Именно братья Мослер предоставили Белламору финансирование для создания прототипа, который, что неудивительно, был оборудован большим сейфом именно фирмы Мослеров. Мослеры и в дальнейшем финансировали проекты Белламора, такие как создание боевого транспортера на специально созданной фирме Standard Ordinance Corp.
В боевом (рабочем) отделении автомобиля был установлен большой банковский сейф с системой засовом и кодовым замком Йельского банка, допускающий 100000000 вариантов. Рабочее отделение оборудовано столом и ящиками для работы с банковской документацией. Сзади имелось зарешеченное окошко и автомобиль мог работать, как подвижный филиал банка. С боков и водитель и кассир были защищены стальными бортами. Электрическая сигнализация включала мощную сирену при любой попытке несанкционированного доступа в банковское отделение. Первый образец Автобанка был продан только в 1911 году. Броневик Белламора был построен хорошо для защиты денег и ценностей, но видимо возможность нападений с оружием конструктором даже не рассматривалась, так как в реальности экипаж машины боевой не был защищен, в отличие от денег и драгоценностей перевозившихся в сейфе. Хотя фирма заявляла о том, что ей построено по крайней мере 5-6 машин, даже в те времена авторы статей предполагали, что публикуются ретушированные фотографии одной машины с разными надписями названий банков. В 1913-м году фирма Bellamore Armored Car & Equipment Co попала под банкротство.
Несмотря на провал первого проекта с бронированными автомобилями братья Мослер продолжали финансировать проекты Белламора. В 1915-м году была создана компания Standard Ordinance Corp для выпуска боеприпасов, которой были переданы патенты Белламора, в частности патент US1203962A на новую боевую машину, который был подан 24 октября 1914 года и выдан 07 ноября 1916-го. Патент защищал проект бронирования автомобилей и вагонов специальными многоцелевыми бронированными щитами. Щиты устанавливались в специальные крепления на раме и образовывали непрерывную бронированную стену.
Бронированные щиты состояли из нескольких сегментов - нижнего с заостренными наконечника для установки в крепления или заглубления в землю, средней броневой плиты и верхнего откидного сегмента. Предусматривалось, что при ведении огня верхний сегмент мог откидываться. При использовании на транспортном средстве разомкнув фиксатор острия держателя щит можно было опустить вниз и использовать как трап для десантирования из боевой машины. При установке на землю за щитом мог укрываться боец.
Из щитов можно было собирать конструкции различных размеров и конфигурации, оборудуя на местности блок посты любой сложности. Если надо было использовать щиты на местности с твердым покрытием - бетоном, асфальтом предусматривалась специальная планка для монтажа. Как любое сложное и требующие дополнительных телодвижений для использования устройство, система военным не понравилась, хотя, если смотреть с высот современного понимания, для частей специального назначения и боев в городе с нерегулярными формирования такая машина была бы не бесполезна и сейчас.
Машина по патенту Белламора была показана в начале 1915-го года. 25 января 1915 года в канадском Монреале началась представительная автомобильная выставка (Le Salon de l’Automobile Montréal). Северная Америка была еще бесконечно далека от войны, но добровольцы уже собиралась в Европу. По информации в прессе на выставке фирма из Квебека Дреднот (Drednot Motor Truck Company) показала свое видение бронированного автомобиля, которое полностью совпадало с проектом Белламора. Никаких данных о связях Белламора, Standard Ordinance Corp и Drednot Motor Truck Company нет. О монреальской фирме Dredont Motor, кроме того что она существовала с 1913 по 1915 год и занималась выпуском грузовиков нет никакой информации. Варианты могут быть различные - Фирма Дреднот была еще одной компанией созданной Белламором и братьями Мослер, могла ошибиться газета, от фирма Дреднот могло быть взято только шасси, на которое Standard Ordinance Corp водрузила свой бронекорпус. В конце концов Дреднот мог выступить просто дилером.
На выставке был показан прототип боевой машины с набранным из "щитов Белламора" бронированием, один из щитов был откинут, что бы показать возможность использования его как трапа, еще один стоял рядом, воткнутый в песок, для демонстрации возможности формирования наземной защиты. Для наблюдения использовались промежутки между верхними сегментами щитов. Видимо и до Канады кое-какие слухи доходили о закупках Российской императорской армии доходили и ушлым продавцам ничего не стоило написать в своей рекламной информации, что броневик уже куплен российскими представителя и размещен заказ на большую серию таких машин. В умении выдавать желаемое за действительное отказать Дэвиду Белламору и его партнерам точно нельзя. С технической точки зрения возможность реализации проекта не вызывает сомнения, кроме совершенно непроработанной системы вентиляции двигателя, который был помещен в простой бронированный кожух. Но и это упущение Дэвид Белламоре думал как исправить, разработав специальную защиту для радиатора, патент на которую он так же получил в 1916-м году.
Как и проект Автобанка, новая боевая машина не получила развития, ни в Канаде, ни в других странах странный бронетранспортер, существенно опередивший свое время никого не заинтересовал. Хорошо, что конструкция позволяла легко превратить броневик назад в грузовик, что наверняка и было сделано сразу после выставки.
О броневиках на службе экспедиционного корпуса Канады можно почитать здесь:
Канада вооружается. Часть 1. Armored Canadian Autocar. 1914. Первые броневые части.
CASE Armored Car. 1914. Поможем чем может, канадский самопал.
U.S. Packard Six Armored Car. 1914. Американец под кленовым сиропом.
Полноприводный броневик от Джеффери. Jeffery-Russel Armored Car. 1915. Броневик для Канады отметился в Ирландии и Индии.
О других американских броневиках опытных и серийных можно прочитать здесь:
"Короли" для морпехов. King Armored Car. 1915. Ross Landing Transport - Первый десантный броневик.
Броневик на популярном шасси. White Armored motor car №3. 1917. Второй прототип.
Неугомонный Дэвидсон. Davidson-Cadillac Armored Car М.1915. Новые эксперименты в США.
Полноприводный броневик Джеффери. Armored Motor Car No.1. 1915. Первая броня Америки.
Федерал в Нью-Йорке. US Federal armored car. 1915. Башенный броневик национальной гвардии.
Источники:
Richard White Making Cars in Canada. A Brief History of the Canadian Automobile Industry 1900–1980/
http://www.coachbuilt.com/bui/b/bellamore/bellamore.htm
патент США GB191423016A *1914-11-241915-06-10