При выходе из моторной алалии, дети переходят на этапе ОНР 2-3 с появившимися звуками, словами, простыми предложениями, но с "кашей во рту". Чтобы добиваться чистоты и правильности звуков, необходима работа с мышцами артикуляционного аппарата.
Речь - это очень сложный процесс, и цель артикуляционной гимнастики — выработка движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Регулярное использование артикуляционной гимнастики позволит:
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышцы языка, губ, щек;
- уменьшить напряженность артикуляционных органов;
- улучшить кровообращение артикуляционных органов.
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики
1. Проведение ежедневно, не более 2-3 упражнение за одно занятие. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз;
2. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), их можно выполнять под счет;
3. Выполнять сначала самые простые упражнения постепенно усложняя. Проводить занятия лучше эмоционально. в игровой форме;
4. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье повторяются и закрепляются, завершать получающееся упражнение нужно также поэтапно;
5. Артикуляционную гимнастику желательно проводить сидя, перед настенным зеркалом;
6. Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя выбирать произвольно. Надо выбрать комплекс упражнений для усвоения тех звуков, которые неправильно произносит ребенок;
7. У ребенка не всегда может сразу все получаться, из-за чего может вызвать отказ от дальнейшей работы. Поэтому не нужно фиксировать внимание на том, что не получается и вернуться к более простому, уже отработанному упражнению.
Честно говоря, я раньше не придавала особого значения артикуляционной гимнастике, дочка сразу заговорила чисто , проблема была только с буквой Р, которую за три месяца полностью устранили.
Теперь же артикуляционные упражнения для нас необходимость. Но это как раз те упражнения, которые ребенок не будет делать просто потому что вам этого хочется и ему их показали. Здесь необходимы "танцы с бубнами" или высочайшая заинтересованность ребенка, т. е. ребенок должен заниматься, не понимая, что он занимается. Для нас это сейчас самая больная тема. Ярик бунтует вообще против всех занятий.
Какие упражнения у нас получаются с удовольствием.
1. Праздничная дудочка-язычок
2. Спортивный свисток
Копеечный свисток оказал просто неоценимую пользу. Но после того, как Ярик утром в субботу решил разбудить меня пораньше подкравшись и свистнув мне в ухо, свисток был безжалостно изъят из свободного доступа.
3. Ракета-оригами
Делать очень просто. Она надевается на коктейльную трубочку и, если сильно дунуть, взлетает. Только лучше использовать тонкую цветную бумагу, тогда у ребенка получится и он не потеряет интерес.
4. Игрушки из Кумон, вырезанные самостоятельно
5. Мыльные пузыри
И классический вариант и вариант, который дала наш логопед. Наливаем мыльные пузыри в чашку и через коктейльную трубочку дуем, чтобы в тарелке образовывались пузыри. Это нужно для того, чтобы Ярик учился именно выдувать, а не вдувать.
С удовольствием Ярик только дует)) опстальное идет с переменным успехом и по большей части за счет имитации, а не желания играть. Но сейчас Ярик занимается с двумя логопедами, у нас получилось как хороший и плохой полицейский, только у нас "хороший" и "плохой" логопед))) "плохой" не в плане того, что она плохо занимается, а в плане того, что один логопед добрый и мягкий и не лезет в рот с логопедическим массажем, чем очень нравится Ярику и он с удовольствием с ней занимается. И теперь добавился второй логопед - требовательный и очень настойчивый, которая лезет в рот с кучей железок, она не очень нравится Ярику, но ее это совершенно не смущает. Так вот этот логопед применяет и традиционные и нетрадиционные методы артикуляционной гимнастики. На первом занятии у нас с Яриком наверно были одинаково ошалелые лица)))
Есть еще вот такая книга "Упражняем язычок", тоже хорошо читали, когда только вызывали звуки.
Тема про артикуляционную гимнастику такая объемная, что не уместить все, что хочется сказать в одной статье. Есть еще несколько нетрадиционных форм проведения артикуляционной гимнастики, которые могут понравиться ребенку. Напишу еще о них и о нашем опыте работы с "хорошим" и "плохим" логопедом)))
Какие артикуляционные упражнения с удовольствием воспринимают ваши детки? Поделитесь пожалуйста, особенно как добиться, чтоб язычок поднимал для букв Т,Д,Н?