В XIX веке оружие, произведенное на Кавказе, пользовалось среди русский военных огромной популярностью. О боевых свойствах кавказских шашек ходили легенды. Особенной славой пользовалось оружие из булатной "узорчатой" стали, отличавшееся твердостью и упругостью.
1. "Ввести выделку сабель и шпаг булатных равной доброты с выделываемыми в Aзии".
24-го октября 1828 году граф Егор Францевич Канкрин, министр финасов Российской имерии захотел "на Златоустовской оружейной фабрике ввести выделку сабель и шпаг булатных равной доброты с выделываемыми в Aзии".
Канкрин попросил военного губернатора Тифлиса, генерал-адьютанта Николая Мартемьяновича Сипягина подробно узнать:
1) о начальных материалах, из коих приготовляется в здешнем крае булат;
2) о способе переделки сих матерьялов в сталь отличной доброты;
З) о способе закалки выкованных клинков и веществах, в которыхъ они закаливаются;
4) о приемах, какими вгоняются в cии клинки узоры из золотой проволоки.
Мастера, согласившегося рассказать о секретах производства булатного оружия, нашли довольно быстро. Им стал лучший тифлисский оружейник Кахраман Елизаров. В декабре 1828 года он взял на себя обязательство изготовить в по представленным ему рисункам оружие "первой доброты":
"1) саблю настоящаго булата, 2) шпагу из стали видом булата, З) шашку стальную в струях посредине, и 4) кинжал другаго сорта и вида булата,—с подробным описанием, из каких материалов приготовлены клинки, доброты их и вида, показав закалку оных и как производится насечка золотом и серебром"
Условием этой работы было получение мастером медали, если в России удастся сделать оружие такого же качества. Кроме того, мастер был готов отправиться в Россию с братом, работником и мастером для насечки с условием оплаты проезда и проживания в квартире "с отоплением" и содержанием его семьи в Тифлисе (30 руб. серебром в месяц)
2. "Настоящий булат выделывается из Индийского железа"
Через год 30 мая 1830 г. граф Иван Федорович Паскевич, фактически управлявший Кавказом, написал Канкрину о ходе работы над раскрытием тайн кавказского булата. Граф отчитался о том, что Елизаров сделал оружие, которое уже отправлено Канкрину. За саблю оружейник получил 30 червонцев, за шпагу - 50, шашку - 50 и кинжал - 30 — всего 160 червонцев (в Петербурге оружие отдано в музей Горного Кадетского Корпуса, 25 июля 1830 г.).
К оружию прилагалась записка, объясняющая технологию производства оружейной стали из железа:
Однако оказалось, что настоящий булат выделывается из "Индийского железа" или индийской стали "вуца".
Обычно же сталь для качественных клинков "приготовляется и из подков простого железа, которые обрабатываются с порошком Турецкого чугуна и потом свариваются с Турецкой сталью"
Получив эти сведения, Паскевич спрашивал: "Заслуживает ли он (Елизаров - Авт.) и брат его награждения медалями и нужно ли будет отправление их в Poccию"
3. Послать к Елизарову молодых, отличных мастеров
Канкрин, имея эти данные, отметил что в России достаточно чугуна и стали, сходных по свойствам с турецкими и легко можно подготовить сталь, описанную Елизаровым. Кроме того, он заявил о необходимости химических исследований индийской стали, чтобы со временем воспроизвести и ее.
Приказом от 13 августа 1830 года к в Тифлис к оружейнику Елизарову предписывалось послать из Златоустовского оружейного завода 2-х "молодых, отличных" мастеров и 2-х "здоровых" рабочих из Русского и Немецкого цехов. С ними предписывалось "отправить лучших сортов железа и разных сортов чугуна и стали, в Златоустовских и других заводах приготовляемых, для переработки в булат"
В Тифлис в январе 1831 года отправились мастера Карл Вольферц и Василий Южаков, рабочии Михаил Дятлов и Николай Ивановский
Оружейнику Елизарову отправлялась золотая медаль с надписью „За полезное“, для ношения ее на Аннинской ленте
Пасквеч мог вручить ее сразу или позже, смотря по заслугам мастера, когда он выучит посланных к нему златоустовских оружейников.
На мастере из Тифлиса поски секретов не останавливались. Канкрин предложил искать и других мастеров, делающих булат разных сортов: "а в горах оружейное мастерство так же доведено до высокой степени, то стараться нельзя ли оттуда позаимствоватьсл искуснейшими приемами".
Читать: "Сабля была передержана в огне": как мастера из Златоуста учились на Кавказе ковать шашки