Если вы наберете в поисковой строке Яндекса слова «синагога» и «Самара», скорее всего, вас отправят на улицу Садовую, где уж который год реставраторы борются за жизнь знаменитого детища архитектора Клейнермана.
Это необычное здание в псевдомавританском стиле было построено в 1908 году и служило по назначению всего 20 лет.
В советское время там недолго был дом культуры, а потом действовал хлебозавод. В 1990-е здание фактически было заброшено, и лишь в нынешнем веке начались попытки реставрации. Где же в таком случае находился и находится центр самарского иудаизма до 1908-го и после 1928-го года?
Краеведы пишут, что еще в XIX веке самарцы, исповедующие иудаизм предпочитали селиться на улице Николаевской (сейчас Чапаевская). Там же находился их первый известный молельный дом, который получил официальный статус и упоминался в адрес-календаре Самарской губернии начиная с 1890-х годов.
Надо сказать, упоминаемый в документе раввин Лев Львович Зелихман был, пожалуй, более известен как государственный служащий и предприниматель. И его контора находилась в более престижном чем Николаевская месте – на улице Дворянской (сейчас ул. Куйбышева, 76).
Что касается старосты молельни Матвея Абрамовича Чаковского, то его имя еще всплывет в конце нашего рассказа.
С началом XX века в молельном доме на Николаевской произошли некоторые кадровые перестановки, но адрес остался прежний. В современной нумерации это дом №84Б. Он находится во дворе за музыкальной школой №1.
Чтобы туда попасть, воспользуемся подворотней соседнего дома.
Входим во двор.
И вуаля! – мы стоим перед старейшей в Самаре синагогой. Она сейчас называется Большой хоральной. Тут, конечно, не обошлось без реконструкции, но это то самое намоленное с XIX века место.
Когда старое здание уже не могло вместить всех желающих, еврейская община Самары получила разрешение на строительство новой синагоги. Как я уже писал, проект был реализован в 1908 году. Однако в 1928 году старый молельный дом оказался единственным в городе. Краеведы утверждают, что он не прекращал действовать даже в разгар антирелигиозных кампаний. Здесь же находил приют знаменитый самарский юродивый Пиня Гофман.
***
Сейчас в Самаре есть другие синагоги кроме Большой хоральной и недействующей новой. Но и в позапрошлом веке молельный дом на Николаевской не был единственным. Пришла пора вспомнить старосту молельни – купца первой гильдии Матвея Абрамовича Чаковского.
В его доме на этой же улице (ул. Чапаевская, 138) был еще один иудейский молельный дом. Но он был закрыт, вероятно, в связи с тем, что по соседству при Мариинском приюте построили православную церковь (ул. Чапаевская, 136). На фото виден двухэтажный дом Матвея Чаковского (справа от церкви).
***
Да, чуть не забыл: возможно, вас заинтересовало, что за шпиль виднеется над крышей двухэтажного дома в конце того двора, где находится Большая хоральная синагога.
И вы совершенно правы: это знаменитый фахверковый дом на соседней улице (ул. Фрунзе, 75А).
Спасибо, что дочитали!
Читать продолжение
Предыдущую часть читайте здесь. Начало прогулки – здесь. А что находится рядом на параллельной улице Фрунзе, можно узнать здесь.
Если текст понравился, поставьте, пожалуйста, лайк. Ну и помогите продвижению канала, сделав репост в соцсетях (это совсем не сложно – кнопки находятся на полях слева от текста).