Жизнь Марии Колесниковой с юношества была посвящена музыке. Окончила высшее музыкально-педагогическое учебное заведение, и, казалось бы, путь флейтистки в большую политику можно проложить разве что НЕВЕРОЯТНЫМИ тропами. Теоретически… Но! Оказалось, так можно было.
2017 году Белгазпромбанк, когда председателем правления был тот самый Виктор Бабарико, приобрел три пустующих цеха Минского станкостроительного завода. В дальнейшем их переоборудовали в культурный хаб – Ок16, куда Колесникова была приглашена в качестве арт-директора.
По словам самой же Марии, Ок16 выступал в качестве своего рода инкубатора культурных проектов, цель которых – «привлекать небезразличных к искусству людей к общественному диалогу, обсуждению социальных проблем; формировать привычку посещения культурных мероприятий и желание тратить деньги на искусство и впечатления от него» (из интервью порталу «Белорусы и рынок»). Поэтому особенно ценным, конечно же, было небезразличие к искусству тех людей, которые могли бы вкладывать в него деньги. Вот тут и наступило время «сольных партий» на струнах души человеческой для Марии Колесниковой.
«Я могу объяснить, почему искусство нужно этим людям. Для того чтобы быть высокотехнологичной компанией, нужны безумные идеи, богатое воображение, умение работать в команде, гибкость, понимание того, как можно быстро исправить допущенные ошибки. Всему этому может научить искусство. Оно помогает развивать эмпатию, навыки общения, дает новый опыт, который нельзя получить, просто гуляя по улице, стимулирует работу воображения, расширяет наши знания и представления. Умение говорить с людьми, гибкость и креативность – это то, что искусство может дать бизнесу» (из интервью порталу «Белорусы и рынок»).
Как говорится, все включено! Бесспорно: творчество – это огромный ресурс, из которого можно немало почерпнуть. Однако же люди, которые многое обещают, нередко вообще не намерены все это давать, и за «причесанными» ловами стоят совершенно иные мотивы.
С 2007 по 2019 год Мария Колесникова проживала в Германии.
Что касается становления меценатов «инкубатора» высокотехнологичными компаниями – история о том умалчивает, но сама Мария, похоже, зарекомендовала себя в этой деятельности как человек, который что-то знает про работу в команде, безумные идеи и развитую эмпатию. И когда Виктору Бабарико пришла в голову идея стать кандидатом в президенты Республики Беларусь, он впоследствии пригласил Марию сначала войти в ряды избирательного штаба, затем и возглавить его.
Возможно, тогда ему казалось, что для решения политических вопросов необходимо умение посмотреть на ситуацию со стороны. И в этом смысле госпоже Колесниковой из оркестровой ямы будет виднее. А может быть, в тот момент для этой роли рядом с ним просто не оказалось подходящего скульптора, чьи рассуждения о политике было бы интересно послушать.
Начало пути было положено, и Мария принялась раскрывать свои таланты. Однако на этот раз она, похоже, все-таки отталкивалась от идеи, что при помощи навыков коммуникации и эмпатии можно стимулировать воображение других людей. И этот опыт может получить каждый, «просто гуляя по улице».
И, разбирая обращения Марии Колесниковой к белорусам, необходимо отталкиваться от того, что с точки зрения психологии то, что мы говорим и как мы говорим, влияет на сознание другого человека, его чувства, нередко даже побуждает к конкретному поведению. В данном случае подобранные слова, жесты, тембр речи – это своего рода инструмент, которым можно искусно воспользоваться, если иметь представление, как связаны чувства, потребности, ценности, установки, психологические закономерности и механизмы с поведением человека.
При просмотре невероятного количества интервью и обращений Колесниковой у меня, как у психолога-консультанта, сложилось впечатление, что в них «мелодия флейты» звучит не случайно: ни одного лишнего слова или жеста, подача информации всегда в такой форме, что «имеющий уши да услышит». И нужно обладать невероятным природным талантом, чтобы интуитивно прибегать к такому правильному и эффективному набору способов быть услышанной. А если человек хочет, чтобы информация имела воздействие на массы людей, ее подают по определенной выстроенной схеме. Предлагаю посмотреть подробнее.
Со сцены Мария излучает харизму и, если сравнивать ее обращения на митингах с теми, что представлены на YouTube, то можно обнаружить две совершенно разные подачи. На сцене она активно «дирижирует» руками, прикладывая холодные пальцы к горячему лбу. Говорит очень экспрессивно, нередко с шекспировским трагизмом. И, действительно, это наиболее эффективный способ вовлекать толпу в состояние легкого транса. Интересное «совпадение»: именно в этом состоянии обычно снижается способность критически осмысливать услышанное. Это связано с физиологическими процессами в головном мозге и работой полушарий. Суть в том, что когда человек эмоционально возбужден, то информация, которую он слышит, уже не проходит серьезную критику и способна прочно закрепляться в подсознании в виде установок, даже побуждает на определенное поведение.
В другом образе Мария Колесникова предстает на видеообращениях, где она будто бы превращается в заклинателя змей: практически не жестикулирует; мелодия ее слов звучит уже монотонно, с легкими акцентами на определенных словах. И снова занимательный факт из психологии: именно медленный, директивный и безапелляционный тон считается наиболее эффективным способом закрепления сказанной информации в подсознании другого человека в случаях, когда обращение не предполагает присутствия большой толпы вокруг.
Несмотря на отсутствие какой-то внешней экспрессии, Мария все равно очень точечно обращается к миру переживаний белорусов и делает это в жанре консультативной психологии, называя чувства: страх, беспомощность, недовольство, обеспокоенность за будущее страны и людей, возмущение. Она говорит о сочувствии пострадавшим в ходе беспорядков – дает эмпатию. Ту самую, которую когда-то обещала всем неравнодушным к искусству в своем «инкубаторе». В этот момент как раз и появляются эмоционально заряженные образы изнасилованной девушки или парнишки с дубинкой во рту, на которые просто невозможно не откликнуться сочувствием к ним и возмущением по отношению к обидчикам.
Любопытное наблюдение: именно после подобных ярких иллюстраций в речи флейтистки, согласно лучшим традициям управления сознанием, прослеживаются установки, что «люди не смогут простить власти беззаконие», «не смогут забыть», «не смогут смириться», «мы не подчинимся», «нас не запугать и не задобрить». Тоже совпадение?
Обращение к автопортретам
«Весь мир понимает, что обратного хода для Беларуси нет!»
Согласитесь, очень трудно сомневаться в правильности выбранного пути, когда весь мир НАСТОЛЬКО уверен. Да и как-то становится неловко от мысли, что весь мир уже давно все понял, а я почему-то нет! А когда еще, по словам Марии, «все мировые СМИ пишут, что белорусский народ не простит этой жестокости от действующей власти», то и отступать как-то странно. Ведь целый мир верит и ждет, что ты доведешь дело до конца!
Еще одна категория авторитетов – международные политики, «которые один за другим призывают президента остановить издевательство над народом». Это же очень поддерживает дух сопротивления, когда на твоей стороне даже мировые политики, готовые заступиться. Но разве не интересно узнать подробнее, кто все эти люди, о которых она говорит? Что происходит у них в стране? Получается ли им самим поддерживать мирную атмосферу у себя? Не приходится ли прибегать к насилию во время протестов беспорядков и не предполагается ли наказание для зачинщиков? Как живет их народ и как решаются насущные проблемы в стране? Есть ли поддержка со стороны государства людям, испытывающим трудности? И что местные граждане говорят о своем правительстве: за что благодарны и чем недовольны?
Фантом большинства
Помимо активного участия международных политиков и мировых СМИ Колесникова нередко обнаруживает все БОЛЬШУЮ включенность белорусов в сопротивление. И представляет это так, чтобы и другие заметили: «нас стало еще больше», «все больше людей увольняется и не выходит на работу», «все больше заводов бастует», «на улицу выходит все больше людей».
Авторитет подавляющего большинства довольно силен и побуждает присоединиться к этой группе. Толпа же не может ошибаться. Ведь так?
Тем более что в человеке заложена потребность быть причастным к группе других людей, чувствовать их поддержку и взаимодействовать с ними. Что интересно, Колесникова и эту характерную особенность не обходит стороной, часто подчеркивая, как сильно ВСЕ белорусы сдружились против нашего Президента, независимо от их профессии и статуса: «Мы все вместе: и учителя, и врачи, и бизнесмены. Сильные и слабые объединились».
Невероятная дружба
Такая вот теплая атмосфера любви, где можно почувствовать, что лидерам небезразлично, что с человеком происходит. Особенно, когда Мария заботливо напоминает: «Пожалуйста, берегите себя! Наши жизни, здоровье и свобода – самые главные ценности».
И вроде слова правильные. Но в каком из миров напоминание сторонникам-друзьям о ценности их жизни и здоровья сочетается с призывами телеграм-каналов формировать отряды дружинников и идти на открытую агрессию в отношении силовиков и их семей – не понятно.
Ведь ответ силовых структур на подобные действия, скорее всего, будет жесткий. Те, кто призывает людей к провокациям, это понимают. И если единственный смысл деятельности этих отрядов заключается в том, чтобы вызвать противодействие власти, то как это сочетается с заботой о жизни и здоровье друзей, о которых говорит Мария Колесникова? Видимо, такая из нее подруга…
Биполярочка
Время удивительных историй наступает, когда Мария Колесникова в одном из обращений со свойственным драматизмом подчеркивает, что государство представляет собой угрозу благополучию, физическому здоровью и даже жизни: «Мы просим действующую власть не топить волю людей в воде из водометов, не оглушать гранатами и не калечить пулями, не забивать дубинкой, не закрывать в камере». Композиция дополняется все той же ударной троечкой образов подростка в автозаке, изнасилованной девушки и пенсионера, который устал.
Чуть позже «волшебная флейта» неожиданно замолкает и приходит черед новой «акапельной» партии, где Мария Колесникова дает другой яркий образ, рассказывая об одной из демонстраций: «Это была река из красивых и мирных людей, такая необъятная, но такая безопасная! Ты плывешь в этой теплой реке счастья и знаешь, что с тобой не произойдет ничего плохого».
Не знаю, как остальные, но, слушая эту «хоральную прелюдию» с параллельным звучанием двух таких разных тембров флейтистки, я поплыла разве что умом от непонимания: мне сейчас пытались спеть о поле битвы, где бьют и насилуют или все же – о необъятной и безопасной реке, где не может произойти ничего плохого?
Творческий инкубатор
Не забывает Мария и о пространстве для получения нового опыта, о котором в свое время она «очень вкусно» рассказывала потенциальным меценатам культурных проектов, которыми занималась. Только в этот раз вкладчиками становятся не бизнесмены, а простые белорусы и поддержать им предлагается совсем другой «творческий замысел»: «Защищать свою страну от покушения на ее независимость белорусы будут так же отважно, как сейчас борются с насилием со стороны действующей власти».
И такой «флейтмотив» звучит настолько завораживающе, что хочется взять и пуститься в пляс под сладкоголосую Машину дудочку. Просто представьте, что вы – простой человек, который и мечтать забыл о том, чтобы вписать хоть одну буковку в мировую историю, а тут появляется такой шанс защитить свою страну и ее людей. Жизнь обретает совсем иной смысл, а для кого-то – наполняется смыслом, которого прежде не было!
Признавали ли этого человека когда-нибудь отважным? Чувствовал ли он, что делает в своей жизни нечто значимое? Наверняка нет, но ведь так хотелось бы...
А тут тебе предлагают стать «воином света» и организуют площадку, чтобы проявить себя. И самому уже придумывать ничего не надо. Пойдете?
В яме сижу – недалеко гляжу, или поднимите ей веки!
Похоже, Мария Колесникова является одним из тех дирижеров, которые предпочитают вообще не покидать оркестровую яму. Иначе, я не могу найти других причин, которые могли бы помешать ей увидеть, что в Беларуси живут еще и те люди, которые поддерживают власть Президента: «Мы – белорусы, и все мы хотим смены власти. Еще остался тот небольшой процент людей, который боится признаться, что они не на той стороне!»
Только прислушайтесь: она говорит так, словно в нашей стране есть только две категории людей: те, которые против (и они активно выражают свою позицию), и те, которые также против, но все еще боятся заявить о своем недовольстве.
Ее слова звучат настолько безапелляционно, что люди, поддерживающие Президента, невольно могут почувствовать себя не просто в меньшинстве, а едва ли не единственными на всей планете. И это очень сильно давит, когда ты не как все!
Черно-белое мышление
В своих обращениях к людям флейтистка нередко противопоставляет две стороны – оппозицию и власть. Для Марии эти слова как синонимы добра и зла. Говоря о своих сторонниках, она часто употребляет фразы из оперы – «на стороне света».
Такая вот свобода слова, когда при помощи софистики все делится на черное и белое. После подобных формулировок оппозиционеры еще больше укрепятся в своей позиции. Те, кто не определился, – будут склонны присоединиться. Те, кто поддерживает власть, могут засомневаться...
Обычно, обращаясь к белорусам, Мария использует слово «друзья». И это же так подкупает, когда ты принадлежишь к группе, где лидеры воспринимают тебя как друга; говорят, что любят; выражают готовность откликнуться и оказать помощь в случае необходимости
Похожий способ влияния на сознание людей используется в тоталитарных сектах, где неугодная точка зрения трактуется так, чтобы человек чувствовал себя сторонником зла. Но едва ли кто-нибудь станет выступать за насилие, убийство, ложь и хаос. Так? И тем более никто не хочет чувствовать себя плохим. В тоталитарных сектах это чаще заканчивается тем, что человек принимает ту позицию, которую от него ждут. Думаю, Мария как «дирижер» это понимает.
Оппозиция вообще очень часто повторяет слово «мир». Вот только звучит оно наподобие какофонии. Ведь непонятно, как этому самому миру способствует подчеркнутое противопоставление, когда «мы – воины света», а вот те, другие, – «бесы с вилами».
Фальшивые нотки
Предлагаю обратить внимание, что крайний взмах дирижерской палочки госпожи Колесниковой почти всегда заканчивается словами о том, насколько невероятными выглядят в ее глазах белорусы, которым Марии удалось объяснить, что с флагом в руках и барабаном на шее можно приобщиться к искусству жить и быть счастливым. А ведь в течение последних 26 лет многие люди прожили большую часть своей жизни именно в той Беларуси, какую мы знаем и любим. Другие за этот период успели повзрослеть, а кто-то вообще – родиться и вырасти. Обращаясь к словам той самой песни Цоя, хотелось бы знать, какая часть из всех этих людей задумывалась, что их глаза требуют каких-то кардинальных перемен. Пока Мария Колесникова и весь остальной оркестр не начали объяснять, зачем белорусам такое искусство, которое призвано сделать из нашей страны «творческий инкубатор».
Когда речь заходит о тех, кто поддерживает власть, Колесникова превращается в сотрудника «небесной бухгалтерии», который ставит вопросы так, чтобы эти люди невольно испытывали чувство вины за свою точку зрения, которая не сходится с ее нотами: «Пора определиться – за кого вы? Вы за пытки и насилие? Вы за убийства? Вы за ложь? Вы за бардак и хаос?»
И речь не о том, что недовольство не имеет права на свое существование и в жизни не нужно ничего менять. Но и союзников в этом необходимо выбирать с осторожностью! Особенно когда они умеют настолько профессионально обещать и пытаются манипулировать, как мы видим на примере Колесниковой. Да, эмпатия, навыки коммуникации и умение грамотно преподносить информацию – это лишь инструмент, а его использование не является преступлением. Но тут возникает принципиально важный вопрос: какие цели преследует человек, пытающийся повлиять на чье-то сознание? Учитывая, что при детальном рассмотрении обращений нередко можно обнаружить диссонанс между побуждением к обиде, злобе, ненависти и деструктивным действиям, угрожающим безопасности человека, со словами о заботе, ценности человеческой жизни и здоровья. Не менее непонятным остается и грубейшее противоречие между призывами подрывать экономическую стабильность страны забастовками с обретением уверенности в своем завтрашнем дне, которое оппозиционеры гарантируют белорусам.
Список обещаний настолько широк, что невольно вспоминается цыганка, которая очень хочет продать оберег от всего плохого. С этой целью она принимается искусно стимулировать наше воображение, лишь бы протолкнуть свою безумную идею.
Невероятная рапсодия Марии Колесниковой завершается еще более невообразимыми событиями, где она оказывается за пределами границы Республики Беларусь, почти по сюжету песни Укупника уничтожает свой паспорт, умудряется пролезть через заднее окно автомобиля и потом просто пойти. Каким образом ей удалось это сделать, вероятно, мог бы рассказать разве что верблюд, который вопреки своим габаритам протиснулся через игольное ушко. Тем не менее далеко Колесникова все-таки не ушла, и на данный момент она может «дирижировать» лишь в более камерной атмосфере… Вот только помимо нее в «творческой мастерской» осталось немало людей, готовых предложить свой «перформанс». Но это уже совсем другая история!
Алена Дзиодзина
Автор фото: rbc.ru