Так как же управлять возвращением космической станции?
Группа инженеров из НАСА и Роскосмоса представила доклад, оценивающий некоторые варианты утилизации МКС на Международном астронавтическом конгрессе 2017 года. Их работа основана на процедурах "дезорбита", проведенных на российской космической станции " Мир " в 2001 году; НО Международная космическая станция примерно в три раза тяжелее.
Но суть плана отражает что космическая станция сохраняет свою высоту во время нормальной работы. Чаще всего российский грузовой корабль "Прогресс" будет либо сдвигать станцию при стыковке, либо перекачивать топливо в двигатели главного служебного модуля для заправки собственного двигателя станции; в любом случае станция поднимается на орбите.
В контролируемом "дезорбите" транспортные средства Прогресса будут делать то же самое, но в обратном направлении, снижая высоту станции. В зависимости от набора космических аппаратов, можно было также использовать двигатели служебных модулей.
Эти тщательно рассчитанные сдвиги должны были привести станцию к снижению только в одной точке ее орбиты, что сделало бы возвращение более предсказуемым и позволило бы нацелить обломки на обширную, малонаселенную южную часть Тихого океана. Остальное зависит от разрушительной силы земной атмосферы. Неудивительно, что в этой стратегии есть свои риски.
В документе 2017 года излагаются варианты как запланированного "дезорбита", так и в ответ на потенциальную катастрофу на космической станции. Если в орбитальной лаборатории вдруг произойдет что-то непоправимо разрушительное то у организаций, стоящих за установкой, будет всего две недели, чтобы решить, как действовать дальше.