Эта статья доступна в формате подкаста
––
Рэп сейчас — самая популярная музыка в мире. Да что там в мире, в России! На вершину успеха этот жанр вывели молодые ребята, создав новую школу рэпа.
Новая школа – это когда мелодии почти нет, а бас звучит так, будто ненавидит вашу способность слышать звуки.
Зачем я полез разбираться
Я точно знаю, если какая-то вещь стала очень популярной среди разных людей — а рэпера Фейса, например, хвалит Леонид Парфенов — значит что-то в ней есть такое, чего я не вижу. У меня так было с Дэвидом Боуи, которого я долго не мог раскусить, но видел, что множество умных и уважаемых мной людей высоко ценят этого артиста. Я стал изучать вопрос, узнал, на что обратить внимание в его творчестве, и в итоге заделался страстным поклонником Боуи.
Мне стало интересно разобраться в феномене популярности новой школы рэпа и найти в ней что-то для себя. Обычно музыка нам нравится за то, что она оправдывает наши ожидания. Новая школа, очевидно, не оправдает ожидания тех, кто хочет услышать мелодию, красивые аранжировки и милые тексты о главном. Она берет другим.
Первый слой: музыка
Первое, что я быстро понял — новая школа качает. У нее мощный, жирный звук, который вытаскивает наружу твою животную первобытность. Это свобода быть агрессивным, которую я легко объясню на подростках:
Подросток — это молодой человек, который ищет себя в этом мире, но все еще находится в ситуации, когда взрослые люди многое решают за него. Подросток во многом зависим от взрослых, которые часто не обращаются с этим фактом должным образом. Большие и сильные взрослые могут вести себя с ребенком так, как захотят — тот им все равно ничего не сделает. Они срываются на крик, могут обзываться, унижать и, к сожалению, даже бить. У подростка по отношению ко взрослым такой свободы нет. Он, может и рад был бы дать отпор, но ведь огребет!
Свою агрессию детям и подросткам нередко приходится держать при себе. Притом энергия агрессии никуда не девается, и грузом висит на душе. Когда получается дать себе волю позлиться, наступает облегчение. Нам всем это знакомо, мы ведь бывшие подростки. Да и у многих до сих пор есть эти «взрослые», с которыми вроде бы нельзя быть собой до конца — начальники, родители, политики.
Под злой бит новой школы можно дать себе волю побеситься. Это не новое явление, раньше были рок-н-ролл, панк, металл, гранж, альтернатива и так далее. Люди с трудными отношениями со своей агрессией всегда любили злую музыку, нарушающую правила.
Второй слой: тексты
Еще одна особенность новой школы рэпа, за которую ее так сильно не любят родители — это тексты о сексе, деньгах и наркотиках. Стоит чуть разобраться и станет видно, что хоть в рэп-песнях все эти вещи есть, суть их не об этом. Молодые рэперы читают о своем успехе. Что еще важнее, через рассказы про секс и деньги они передают слушателю ощущение этого успеха. Причем чаще всего в сравнении с абстрактным «тобой», что отлично работает в нашу эпоху достигаторства:
“Эй слышь, я — молодой босс, ты — тупо мышь”
“Я еду на Феррари, ты едешь на маршрутке”
"Мое имя Tape, а фамилия На Бабках, твое имя ***, а фамилия Где Бабки?"
Умелые ребята рифмуют и читают так, что им хочется подпевать, даже если по смыслу полная дичь. И вот я уже иду по улице и в такт музыке тоже читаю о том, какой я успешный, как много у меня денег. На время получается подключиться к этой истории хозяина жизни, почувствовать ее. Я от души веселюсь, когда слушаю эти треки.
Вывод и бонус для исследователей
Думаю, успех новой школы состоит в том, что она дает возможность на время отключиться от неудобств своей жизни и испытать ощущения, как если бы ты мог позволить себе все, что хотел. Тут тебе и роскошная жизнь, и внимание, много секса и возможность вести себя как угодно без страха наказания. Кстати, есть еще одна категория текстов, более мрачная, где агрессия направлена не наружу — на «тебя», а внутрь — на себя. Я сознательно не стал писать про них в этой статье, чтобы нам было о чем поговорить в будущем.
💬 В комменты напишите, что думаете о новой школе.
В качестве бонуса я собрал вам несколько треков, которые люблю. Осторожно, мат!