Как найти выгодный тур, 10 способов обойти турагента
Это км 20 от Ехегнадзора, центра Вайоц Дзора.
Собственных мыслей на тему еврейского кладбища у меня совсем нет. Поэтому я сопровожу фотографии текстом, который был написан на табличке около кладбища. Наверняка, текст этот верный и авторитетный. А интересный — это всенепременно! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе. (Исаия 26:19)
Кладбище принадлежало еврейской общине, прижившейся в Ехегисе в XIII — XIV веках. Других свидетельств о существовании этой общины нет, также как нет и сведений о других еврейских общинах того времени в Армении. На этом кладбище сохранилось около 40 надгробных камней и еще 30 были найдены неподалеку. Хотя именно столько я не видела, но справедливости ради скажу, что бродить и искать надгробия в высокой траве побоялась — и змей опасаюсь, и вообще как-то неуютно, кладбище все-таки. 10 надгробий имеют надписи на иврите или арамейском: погребальные тексты на древнееврейском языке, строки из Библии, наполненные традиционным религиозным содержанием, и выражения из Талмуда. Некоторые из имен усопших соответствуют именам евреев, населявших в те времена Иран, — в связи с этим напрашивается вывод об иранском происхождении еврейской общины Ехегиса.Высеченные на надгробиях даты отсчитываются по старому летоисчислению от 331 года до н.э., которым пользовались евреи с Востока, но среди надгробий есть множество без обозначения каких-либо дат.
Самое старое надгробие датировано 1266 годом, а самое позднее – 1346. Таким образом, кладбище создавалось по крайней мере в течение 80 лет. Однако, история возникновения еврейской общины Ехегиса так и осталась тайной, и точно так же покрыта мраком причина ее исчезновения. Надписи на базальтовых надгробиях на иврите, а иногда и на арамейском языке, дают возможность представить еврейскую общину, которая в период с середины 13 века до 1337 года заселяла город Ехегис, ставший в дальнейшем процветающим армянским городом.Надписи эти, словно проникновение в жизнь погребенных здесь людей, а также отражение их чаяний на загробную жизнь. Иудейские имена усопших здесь сочетаются с цитатами из Библии. Одна из надписей «Нифтар Баба дар Давид беходеш Тамуз шнат алеф-таф-реш – дохран тав леничот нафшата» гласит: «Баба, сын Давида, скончался в месяце Таммуз 1600 года». Этой надписью отмечен год кончины одного из членов общины по календарю евреев с Востока (до сих пор ими пользуются евреи Йемена), что жквивалентно 1289 году нашего летоисчисления. Надпись на арамейском также желает усопшему «доброй памяти и покоя его душе».На другой эпитафии над усопшим молодым сыном мать выражает веру в вечность его души цитатой из пророчеств Исаи о воскрешении усопших.
На третьем надгробии на превосходном иврите цитируется благословение Аарона, служителя храма.
Одна из наиболее красивых надписей 1266 года, датированная 18-ым числом Тишрея, посвящена «непорочной деве, помолвленной Эстер, дочери Михаэля. Пусть ее приданое да пребудет с нашим матриархом Сарой». На противоположной стороне надгробия – надпись: «Привлекательность – ложь, а красоту — суета» из Книги Притчей (31:10) иудейских священных писаний, и далее говорится о том, что Эстер была богобоязненной.Некоторые из этих кладбищенских камней вместе с армянскими хачкарами были использованы в основании пешеходного моста, а также как настил для водяной мельницы. Остальные надгробия вполне хорошо сохранились на открытом воздухе на территории, некогда обнесенной стеной, и в близлежащей роще.
Восстановление этого кладбища и подготовка его для посетителей является выражением уважения народа Армении к евреям, жившим когда-то бок о бок с предками армян. С 2000 по 2003 годы кладбище было исследовано армяно-израильской группой ученых под руководством профессора Михаэля Е. Стоуна и доктора Давида Смита. Историческая оценка кладбища и его восстановление были инициированы епископом Абраамом, примасом епархии Сюника Армянской Апостольской церкви при поддержке Министерства культуры Республики Армения.Это место открыто для посетителей с 17 Ийяра 5769 – 11 мая 2009 г. Официально каждый год 11 мая здесь отмечается День Поминовения. Добраться до кладбища нисколько не трудно, просто нужен провожатый, который укажет нужный поворот с основной трассы. Пеший путь лежит через бурную горную речку. Очень красивую.