В Кронштадте я бывал много раз, что тут ехать ! 30-40 минут от Питера, смотря с какой стороны въезжать. Но бывал только наскоком, наездом, исключительно по делам, на Морской Завод и обратно. Даже Кронштадтский Никольский Собор оставался вне поля зрения, Мой маршрут проходил в стороне, вдоль северной крепостной стены.
Третью неделю подряд выпадают замечательные солнечные выходные дни, почему бы не провести Субботний день в Кронштадте ? Сели в машину и поехали. Через дамбу, под судоходным фарватером, поворот направо и вот мы в пробке из желающих, съезжающихся с двух сторон на остров.
Собственно города я не знаю, поехал в потоке, куда все. Поток не обманул и вывел к Штабу Кронштадтской базы флота, напротив стоянки военных кораблей. Нашли место припарковаться и пошли посмотреть, на что тут можно посмотреть.
Из того, что я видел, стоя на мостике своего парохода, проходя корабельным фарватером мимо базы, не изменилось ничего. Те же два старичка, два учебных корабля для военно-морских курсантов, возрастом за сорок. Их ровесник - гидрограф, тральщики, две подводные лодки и прочая военно-морская мелочь. Боевой флот сейчас или в Балтийске, или в море, в походах. Снимал на Samsung GA51
Петровский парк со скульптурой Царя Петра, осень близится к закату. Красота вся облетела. Но очень много гуляющих. В Финляндию на субботу-воскресенье, как до ковидла, теперь не поедешь, народ ищет развлечений по ближайшим окрестностям.
Быстро замерзли, гуляя у воды, вернулись в машину и медленно объехали центр и старый город.
Кронштадтский Морской Собор. В Кронштадт можно ехать только из-за него. Он прекрасен и строг. Город сохранился кусками, кварталами или отдельными зданиями. Есть очень интересные, но разруха лезет изо всех щелей.
300 лет Кронштадт был главной базой Российского флота, отсюда уходили в кругосветку российские мореплаватели, открыватели Антарктиды. Выходили в мелкие воды залива испытатели паровых и железных кораблей, подводных лодок на мускульной тяге и прочие российские изобретатели, инженеры, самоучки и генераторы идей с сумасшедшими или уникальными проектами.
Катались по городу без карты и без путеводителя и многого конечно не увидели. Удручающее впечатление производят брошенные и разрушающиеся старые здания флотских экипажей в центре города, запущенные доки и цеха предприятий 19 века, хорошо сохранившиеся до сих пор, но не имеющие должного ухода и содержания.
Город, между прочим, памятник ЮНЕСКО и некая статс-дама Ксения Шойгу обещала выстроить из него город музей, отреставрировать, что осталось, восстановить утраченное и заполонить все туристами. Ну что же ожидаем, будем посмотреть, обещание помним.
Кронштадт невелик, 43 тысячи постоянных жителей и матросы срочной службы. Город нынче Кронштадтский район Санкт-Петербурга и все команды и бюджет поступают из Смольного, но хотелось бы, чтоб городская власть не забывала сюда дорогу и озаботилась реставрацией того, что еще можно восстановить.
Впечатлило полуразвалившееся циклопическое сооружение в центре города. Заброшенный док. Судя по оставшимся облицовочным кирпичам строился в 18 веке. Вопрос, для чего ? Прятать деревянные подводные лодки от английских шпионов ? Надо найти и почитать обязательно, в чем тут тайная задумка Адмиралтейского начальства.
Порадовал Петровский док, до сих пор в рабочем состоянии Работать там разумеется в настоящий момент невозможно - полностью отсутствует какое либо доковое оборудование, но сами стенки сухого дока исправны и ворота держат воду. Уже большое дело.
В общем поездка оказалась не очень удачной. Не подготовились, не прочитали путеводитель, не посмотрели карту города с отметками, понадеялись на старые знания и воспоминания. Не прокатило. Надо брать с собой термос. Точки общепита только в центральной части города, но на окраинах очень много интересных объектов. Значит будем повторять заезд, но уже тепло одевшись и начитавшись справочной литературы.
Откликайтесь, кто был в Кронштадте, кто не был. Пишите свои комментарии, хвалите свои родные малые города. Понравится - приеду к вам на экскурсию, посмотреть, погулять. Ну и подписывайтесь на канал !