Найти тему
Копилка

Проблемы инвестирования в IPO

Инвестирование в IPO - популярная стратегия. Многие компании дебютировали с показателями 15%-25% и это внушает уверенность, что подобное будет происходить постоянно.

По статистике, в последние 30 лет доходность бумаг в первый день после IPO на рынке США ~20%. Но повышенной доходности не бывает без риска, и IPO не исключение.

Недостаток информации

Частные инвесторы могут не иметь доступа к информации, чтобы сделать осознанный выбор в пользу инвестирования в IPO. Проспект компании доступен в сети, но чтобы понять суть компании, нужно быть финансовым экспертом.

Асимметричность информации

Эмитенту известно больше, чем новому покупателю, который не всегда может оценить финансовые показатели компании. Пока компания частная, она не обязана публиковать отчетность. Выручка, количество клиентов и темпы роста известны со слов менеджмента.

В ноябре 2019 СЕО Lemonade объявил о годовой выручке в $100 млн. Рынок воспринял это как показатель чистой выручки, по которому обычно оценивается компания накануне IPO и Lemonade открылся по 78,20$. В июне 2020 г., после раскрытия отчетности выяснилось, что чистая выручка составляет $83 млн, что снизило стоимость акций с 47,5$ до $23–26.

Низкая аллокация

Процент одобрения по «ажиотажным» размещениям 2%-7%. Такие IPO чаще всего успешны и показывают уверенный рост. Но по неудачным размещениям аллокация может составить до 100%, а сами акции могут упасть на десятки %. В итоге — всего одно неудачное IPO может обнулить всю прибыль по более успешным IPO из-за высокой разницы в аллокации.

Отсутствует гарантия получения прибыли

История показала, что даже крупные компании, с большим интересом ожидаемые на IPO — потерпели неудачу. Цена IPO Uber составила $45, а через 90 дней акции торговались на 25% дешевле.

Одним из наиболее ярких и известных примеров IPO на российском рынке стало размещение акций ВТБ в 2007 году. Акции были размещены по цене 13,6 копеек, и сразу после размещения упали почти в 2 раза — до 8 копеек.

Неверная оценка перспектив эмитента

Так называемый “селективный риск”: завышенная цена размещения, изменение фундаментальных факторов, которые значимы для эмитента - все это может привести к тому, что после размещения цена упадет в несколько раз.

Как действовать?

• Берем сумму, которую готовы потерять при негативном сценарии.

Умножаем ее на коэффициент 1,3 (то есть принимаем эту сумму за 70%, и по правилам простой пропорции определяем 100% капитала, который можем разместить в IPO)

• Участвуем в IPO в пределах полученной суммы

Тогда негативный сценарий не вызовет сложностей.

Дедушка Баффет об IPO: “Компании сами выбирают, когда они станут публичными. Если вы покупаете IPO, вы платите за акции компании в то время, которое компания считает оптимальным для продажи”.

Традиционно самые загруженные сезоны IPO совпадают с пиками фондового рынка.

#ipo #инвестиции #копилка #финансы #деньги #акции #первичное размещение #финансовая независимость