Найти тему
Культур-трегер

Как должна была одеваться дворянка "за 40 лет" чтобы не прослыть вульгарной или легкомысленной

Даже в конце XIX века аристократия железной хваткой держалась за свои многовековые правила и традиции, не желая уступать ни пяди своих классовых ограничений.

В частности, издание Германа Гоппе (Спб, 1881 год) "Правило и нормы. хороший тон", декларировало довольно жесткие правила в одежде для женщин дворянок перешедших 35-40-летний рубеж.

Надо понимать, что даже если женщина, как говорится в наши дни "ощущала себя молодой" и выглядела моложе своих лет, она обязана была выполнять эти предписания, иначе ее посчитали бы легкомысленной и относились бы к ней, как к падшей Настасье Филлиповне из "Идиота" Достоевского.

Цвет одежды и материал:

Дворянки "за 40 лет" не должны были носить одежду нежных и светлых оттенков, например розового, голубого, бежевого и тп. Исключением был белый цвет, но, в таком случае, одежда должна была быть выполнена из тяжелых тканей (бархат, тяжелый шелк и тп).

Повседневная одежда для улицы должна была быть только приглушенных или темных оттенков. Надевать верхнюю одежду сочных и ярких оттенков было возможно только в особенно торжественных случаях, при условии, что дама не идет по улице, а едет в экипаже.

Мадразо "Художница", 1885, наряд подобной расцветки был не мыслим на женщине аристократке после 35-40 лет, иначе ее сочли бы вульгарной или легкомысленной, Некоторые хозяйки "увеселительных" заведений специально одевались подобным образом, чтобы показать, что в их "салонах" нет никаких запретов.
Мадразо "Художница", 1885, наряд подобной расцветки был не мыслим на женщине аристократке после 35-40 лет, иначе ее сочли бы вульгарной или легкомысленной, Некоторые хозяйки "увеселительных" заведений специально одевались подобным образом, чтобы показать, что в их "салонах" нет никаких запретов.

Отдельно оговаривалось, что в случае сильной летней жары, дама "за 40" могла надевать платье из белых легких тканей (наподобие кисеи или газа) лишь в домашней обстановке и только утром. И желательно, чтобы при этом ее не видели другие домочадцы кроме мужа.

Портрет великой княгини Ольги Николаевны (дочери Николая I), 1848 год. Здесь великой княгине 26 лет, дворянка более зрелого возраста не могла публично надевать подобный наряд даже в сильную жару.
Портрет великой княгини Ольги Николаевны (дочери Николая I), 1848 год. Здесь великой княгине 26 лет, дворянка более зрелого возраста не могла публично надевать подобный наряд даже в сильную жару.

Вообще, одежда из легких тканей для выхода в свет, была уместна для женщины только до 35 лет (в самом крайнем случае до 40, но это уже с поправкой на конец века), при достижении этого возраста нужно было переходить на тяжелые ткани.

Портрет Великой Княгини Марии Федоровны», Н. Богацкого, 1882 год, здесь супруге будущего императора Александра III 35 лет (остался год до воцарения ее мужа). Наряд выполняет все требования для женщины "степенного возраста":  темный цвет и тяжелые ткани. Видно, что Мария Федоровна еще молодая женщина, но эта одежда ее старит.
Портрет Великой Княгини Марии Федоровны», Н. Богацкого, 1882 год, здесь супруге будущего императора Александра III 35 лет (остался год до воцарения ее мужа). Наряд выполняет все требования для женщины "степенного возраста": темный цвет и тяжелые ткани. Видно, что Мария Федоровна еще молодая женщина, но эта одежда ее старит.

Головные уборы:

На улице, на прогулке или в магазине на дворянке всегда должна была быть надета шляпа. Уличная шляпа должна была быть простой и элегантной с минимумом украшений. Носить роскошную шляпу с многочисленными перьями, искусственными цветами и т.п. можно было только в экипаже (например, направляясь к кому либо в гости или в театр).

Если дама в роскошной шляпе, по какой либо причине решила выйти из экипажа посреди улицы, она должна была заменить шляпу на более простую, иначе это считалось вульгарностью. (довольно странное правило: одевайся изначально скромно или вообще не выходи из экипажа или всегда бери с собой запасную простую шляпу.)

Какой бы роскошной шляпа не была, на женщине после 40 лет она должна была быть только с завязками. Для того, чтобы снять шляпу, дама должна была несколько потрудиться, это дополнительно придавало степенности и исключало легкомысленность (например, сорвать шляпу с головы в каком либо эмоциональном порыве).

Если же говорить о посещении какого либо светского места, то, дама после 40 лет должна была посещать его только в диадеме, наколке (маленькая овальная шапочка) или в чепчике, а после 50-ти лет она и дома должна была ходить только в чепчике.

Драгоценности:

Заблуждением было бы считать, что дворянки при каждом удобном случае носили дорогие украшения, блеснув несколько раз невпопад своими богатством, дворянка рисковала быть приравненной к купчихе (которые в высших кругах часто считалась чуть ли не синонимом вульгарности) или к кому либо еще и похуже.

Аристократка могла носить днем прежде всего золотые украшения и камеи, драгоценные камни допускались, но они должны были быть только цветные и небольшого размера (не вызывающие, но лишь подчеркивающие статус женщины).

Женщина аристократка в типичных для ее класса дневных украшениях : камея и золотые изделия (раскрашенное фото XIX века).
Женщина аристократка в типичных для ее класса дневных украшениях : камея и золотые изделия (раскрашенное фото XIX века).

Украшения из бриллиантов и крупных цветных камней можно было носить только вечером, а бриллиантовое колье было допустимо только на балу и только в открытом платье декольте, ношение его во всех прочих случаях считалось таким же вульгарным, как и ношение нарядной и обильно украшенной шляпы на улице.

Дорогие друзья, если вам понравилась статья, пожалуйста лайкните ее и добавляйтесь в подписчики. Спасибо!