Найти в Дзене

Интересная находка в древней крепости рассказала больше, чем мы ожидали! Смотрите сами.

Оглавление

Полыхающий азарт

Наши с мужем приключения часто спонтанны: типа, ехали за хлебушком, заметили знак, свернули и - опа! - здравствуй, Византия))

Так произошло и в этот раз, когда совсем рядом с домом в окружении дачных домиков совершенно случайно нашли древнюю крепость 13 века Кадыкалеси/ Kadıkalesi (она же греческая колония Anaia). Стоя перед закрытыми воротами без возможности перелезть (по периметру куча камер), мы еще не знали, какие удивительные знания нас ждут впереди. Спешу поделиться ими с вами!

На территории крепости уже лет 15 ведутся археологические раскопки, команда факультета истории искусств Эгейского университета добывает бесценные артефакты практически каждый день. Никого не пускают. Обидно.

Мы не особо верили в удачу, но она явно верила в нас: обнаруженный в домике рядом добросердечный археолог соблаговолил впустить нас за ограждение и быть нашим гидом. Всё бесплатно! Удача любит тех, у кого в глазах горит исследовательский интерес и азарт! А у нас он буквально полыхал, как от дуги высокого напряжения.

Замок Судьи

Построенная в 5 веке в Анайа церковь сперва разрослась до размеров церковно-монастырского комплекса, когда христианство стало первой религией в регионе. Потом комплекс оброс стенами, став частью крепости Кады (Kadı Kalesi - дословно означает "Замок Судьи"). Позже, в 13 веке, замок стал резиденцией местного епископа.

Веками #церковь была сокрыта под слоем земли и увидела свет снова только в 2005 году.

-2

#древний город Анайя в 8 км от курорта Кушадасы с доисторической эры до времён Османской империи использовался разными народами. В течение веков церковь неоднократно перестраивалась, обновлялась после землетрясений, стены заполнялись обломками старых зданий и черепков посуды. Так происходило наслаивание культурных слоёв.

Интересные находки

Даже с гидом доступ открыт не везде на объекте. Например, некоторых лучше не тревожить.

-4
Мысленно пожелав спокойного сна отдыхающим, догнала гида уточнить возраст костлявых. В общем, паспортов при них не было, поэтому личности и прочие данные точно пока не установлены. Но можно догадаться, что чести посмертного отдыха на курорте могли удостоиться служители церкви и, возможно, судья, давший имя крепости. Он судил других и был сам осуждён судьбой греть кости под Эгейским солнцем. Впрочем, едва ли это можно назвать наказанием ))

Каменная купель для крещения в форме розы, как считает #археология , была принесена сюда из другого места, поскольку совсем не типична для этого места и времени.

Будучи в состоянии эстетического аффекта, заглядывая в каждый угол и фотографируя то, что особенно возбуждало интерес, я едва поспевала за мужем и за работником команды археологов. И потому прослушала, что это за каменная табличка, где все слова (имена?) начинаются на Е. Есть версии?))

Я в своё время так ломала голову при выборе имён детям на букву Е, а тут такая готовая шикарная подборка))

Кощею и не снилось

Кто-то из древних сказал, что "Ваяние - это правда, живопись - сновидения. Одно создаёт изображение, другая - волшебство рассказа". Фрагменты античных скульптурных форм на территории церкви - та самая правда в чистом виде.

Письменные свидетельства Времени всегда переписывались разными людьми, и каждый из писцов добавлял что-то от себя, всё дальше уводя смысл от истины. А камень - то самое изображение правды, его переписать нельзя, его можно только уничтожить.

На стенах бывшей церкви всё еще различимы остатки византийских фресок. Даже у Кощея в конце жизни воспалилась утка и стала выпадать игла, а эти произведения художников-фрескистов - бессмертны!

Кальцитная плёнка извести сохранила бы фрески и дальше/дольше (особенно в местном благоприятном сухом климате!), но во времена древнегреческого бога землетрясений, Посейдона, не было психотерапевтов, и потому приступы божественного гнева уничтожали целые города. Что уж говорить о монументальной живописи.

В Кадыкалеси фресковая живопись утратила целостность, но волшебство рассказа - сохранилось!

Говорящая невзрачность

Еще один интереснейший привет из прошлого. С виду это круглый камень с ржавым штырём посредине, банальнее не бывает. Если быть точнее, это мраморное основание колонны с расплавленным на ней свинцом. И что тут такого, скажете?

-9
Однако, для любого пытливого ума и латентного археолога - это свидетельство технологий древней металлургии и строительства. И это занимательнее, чем звучит, мамой клянусь!

В 6 веке до н.э. наравне с монолитными стволы колонн стали выполнять из нескольких частей (барабанов), поставленных друг на друга. В таком виде запчасти колонн было удобнее доставлять из каменоломен на строительные площадки. Но при этом колонны должны были по-прежнему смотреться цельно и стройно, как кипарисы. И быть такими же устойчивыми, как амплуа Петросяна.

-10

Соединение барабанов по принципу пирамиды производилось металлическими штырями (empolion). Они вставлялись в центральные отверстия в двух соединяемых блоках, позволяя выровнять каменные барабаны относительно друг друга. После пространство между ними заливали свинцом. Железная вертикальная ось в свинцовом корпусе удерживала кладочные камни плотно, как Дед Мороз свой посох.

(Не)мистические дыры

Подобным образом для скрепления каменных блоков стен вместо раствора использовали металлические зажимы, которые заливали свинцом.

-12

А теперь подумайте, почему вы не видели этих скоб, скажем, в монументальных стенах в Эфесе?

Начинаете догадываться, почему знаменитых Колизей тоже щеголяет такими же мистическими дырами в стенах?

Всё просто: в этих и других древних объектах отверстия в стенах были проделаны охотниками за ценным свинцом (о его ценности ниже), на протяжении веков. По оценкам специалистов общий вес металлических скоб в том же Колизее составлял порядка 200 тонн. Особенно дефицитным металл был после падения Рима. Вандализм интернационален и беспощаден к любым шедеврам архитектуры.

Чудо, что античные стены вообще выстояли, лишившись креплений. Наверное, за века камни сдружились под собственным весом и теперь просто не разлей вода.

Двуличный свинский металл

Собственно, почему все сходили с ума от этого невзрачного и токсичного металла?

-15

Свинец был одним из первых металлов, открытых человечеством, и использовался уже в 3-ем тысячелетии до нашей эры. Тысячелетии, не веке. То есть добычей и плавкой свинца развлекались еще древние египтяне! Из свинца изготавливали краску, посуду, монеты, водопроводные трубы, косметику.

Помните нездоровую любовь к нездоровой бледности среди аристократов 15-18 веков?

Нежный цвет бледной чахнущей поганки достигался за счёт свинцовых белил. И подобной бьютификацией лица занимались еще в 5 веке до н.э.

-17

А древние греки, к примеру, использовали свинец даже в приготовлении вина и пищи: античные виноделы кипятили измельчённый виноград в свинцовых котлах, потому что они не ржавеют, и в такой посуде всё приобретает сладковатый вкус. А сладкое любят все и всегда!

>>> В общем, по совокупности заслуг - легкоплавкость, пластичность, ковкость, тяжелый вес! - свинец можно назвать незаменимым, для древних.

О токсичных же свойствах этого металла узнали позже, только в начале 20-го века, когда аристократия стала загибаться и вымирать пачками, не догадываясь о вреде свинца-истребителя. Такую вот свинью металл подложил незнакомым с химией людям.

К слову, о свиньях! По мнению некоторых этимологов, слово "свинец" происходит от классического корня "свин". Так что с оглядкой на "чушку"/слиток железа серого цвета, свинец - это "грязный металл" )) Хрюлестно, не так ли?))
-18

Видите, как много интересного может рассказать древний ржавый немой металлический стержень? ))

Добавлю лишь, что в естественных условиях #История сильнее передаёт особенности жизни обитателей крепости Кадыкалеси. Их давно нет, но есть Дух и Сила места!

О других сюрпризах крепости #Кадыкалеси - в следующий раз.

Подписывайтесь на канал Рыжие расСказки, чтобы не пропустить новую порцию образовательно-развлекательного позитива!