Найти тему
Paramount Comedy

13 лучших американских фильмов ужасов

Говорят, фильмы ужасов уже не те. То ли слишком страшные, то ли совсем не страшные, то ли устаревшие, то ли слишком заумные, тонкие да прорывные. Максимальную смуту, бурление мозгов и возгорание пятых точек вызвала статья Стива Роуза в The Guardian. Стив легкомысленно обозвал постхоррорами все фильмы ужасов, которые так или иначе отличаются от фильмов Джеймса Вана и компании. Утверждение спорное и вступает в явное противоречие со всей историей хорроров.

Да, ужасы в наше время дико прокачались и, как настоящие продукты американских ценностей, занимают всё более обширную нишу кинематографа. Как современные кинокомиксы, по большей части воспроизводящие различные жанры кинематографа, так и фильмы ужасов бывают различных жанров. Мозги взрывает, а?! Сами пишем «жанр: ужасы», а теперь лепим такое. Требуйте адвоката! Беспредел ничего непонятно.

Тринадцать знаковых американских фильмов ужасов для просмотра в компании с друзьями или для серьезного переосмысления реальности. «И помните, смех продлевает жизнь, а постоянный страх сделает вас бессмертным» (с).

Ночь живых мертвецов

Страна: США
Режиссер: Джордж А. Ромеро
В ролях: Дуэйн Джонс, Джудит О’Дэй, Карл Хардмени др.
Жанр: ужасы
Производство: Image Ten
Дата премьеры: 1 октября 1968 года
Кинопоиск: 7,3
IMDb: 7,9

Легендарный ужастик, созданный из известно чего и палок. Фильм, с которого началась история зомби в большом кино. Джордж Ромеро, независимый режиссер, задал каноны жанра и придумал правила поведения для, так называемых, «медленных зомби».

Всё символично начинается с посещения Джонни и Барбарой могилы их отца. Откуда ни возьмись появляется стремный бледный чел и нападает на родственников. Джонни разбивает голову о надгробие в результате схватки, а Барбара укрывается в домике. Оказывается, таких бледных тормозов целая орава и все они осаждают дом, в котором собирается группа людей: чернокожий Бен, собственно, Барбара, забаррикадировавшиеся в подвале Гарри и Хелен со своей укушенной дочкой Карен, ну и еще молодая парочка Том и Джуди. Людям придется бороться не только с жаждущими плоти мертвецами, но и друг с другом. Паранойя, страх и выяснение отношений мешают людям вести себя рационально.

Увидеть в главной роли чернокожего актера казалось просто невозможным, дико прогрессивным. Но на самом деле просто не было денег и Дуэйн Джонс был единственным профессиональным актером и даже сам себе написал реплики, настолько все было плохо. И черно-белым фильм был снят только из-за бюджета.

Фильм полон различных социальных и этических подтекстов, которые до сих пор разбираются на конвентах. Это иронично, так как, зная историю создания и рабочее название «Киношка о монстрах», трудно вообразить, что фильм задумывался как нечто большее, чем кино о зомби. Но важно ведь то, что ты раскопал в конкретном фильме, а не что там автор хотел сказать.

Трейлер:

Бабадук

Страна: США, Австралия, Канада
Режиссер: Дженнифер Кент
В ролях: Эсси Дэвис, Ной Уйзман, Хейли Макэлхини и др.
Жанр: ужасы, триллер, драма
Производство: Screen Australia, Causeway Films, The South Australian Film Corporation
Дата премьеры: 29 января 2015 в РФ, 17 января 2014 в мире
Кинопоиск: 5,7
IMDb: 6,8

-2

Пусть хоррор Дженнифер Кент считается австралийским, это что ни на есть чистокровный американский фильм, исследующий проблемы семьи нового света. «Бабадук» соткан из шорохов, призвуков, он неспешный, вязкий, никаких скримеров, килолитров крови. Да, по дому якобы бродит монстр из книжки, но самое страшное творится в головах оставшихся наедине со своими ужасами родными людьми. Они плоть от плоти друг друга, но понять и пережить боль для них оказывается трудно.

Ребенку просто нужна мать и в свойственной детям манере он не стесняется в выборе эмоций, что просто сводит с ума мать. Она сходит с ума, ненависть к собственному сыну прорастает в её сознании, превращает в монстра, которого предстоит усмирить.

Трейлер:

Игра Джералда

Страна: США
Режиссер: Майк Флэнеган
В ролях: Карла Гуджино, Брюс Гринвуд, Кьяра Аурелия, Карл Стрёйкен и др.
Жанр: ужасы, триллер, драма
Производство: Netflix, Intepid Pictures
Дата премьеры: 19 сентября 2017 в мире
Кинопоиск: 6,5
IMDb: 6,6

-3

Символично, что самого плодовитого и продающегося писателя в мире экранизируют на производственных мощностях самого плодовитого и продающего стриминг-сервиса. Майк Флэнеган, режиссер «Игры Джералда», также причастен к чудовищному сиквелу «Сияния» Стэнли Кубрика «Доктор Сон». Тем чудовищнее, чем больше автор первоисточника и режиссер экранизации говорят, что это сиквел книги Стивена Кинга, а не фильма Кубрика. Но и радостно, что этот тандем создал чуть не лучшую за последние годы экранизацию произведения короля ужасов.

Речь пойдет о возрождении огня в браке между Джесси и Джералдом. Для этого им просто необходимо затусить в загородном доме своих друзей и поиграть в БДСМ или около того. Короче, Джесси прикована к постели, хоть и не в восторге от этого, а Джералд под воздействием «Виагры» умирает. Можешь себе представить, ты прикован к постели в доме посреди леса и никто не придет сюда, как минимум, весь уикенд. Джесси придет серьезно разобраться со своими проблемами. И физически и психически. Она вспоминает прошлое и позволяет себе увидеть правду, понять кто она такая и почему оказалась в этой ситуации.

Никаких скримеров, монстров (возможно, спойлер!), только персонаж великолепной Карлы Гуджино, наручники, кровать и её подсознание. По-настоящему пугающее и тревожное путешествие.

Трейлер:

Оно. Следует за тобой

Страна: США
Режиссер: Дэвид Роберт Митчелл
В ролях: Майка Монро, Кейр Гилкрист, Оливия Лукхарди, Лили Сепе и др
Жанр: ужасы, триллер, детектив
Производство: Zik Northern Lights Films, Animal Kingdom, Two Flints
Дата премьеры: 17 мая 2014 в мире, 6 августа 2015 в РФ
Кинопоиск: 6,8
IMDb: 6,2

-4

Главная героиня не Джейми Ли Кертис из «Хэллоуина». Да, она отдается своему парню в самом начале фильма. И оказывается, что он передал ей некое проклятие. Теперь за ней следует странное существо, неотвратимое и неуничтожимое. Есть один способ от него избавиться. «Не передашь – родишь!» – простите, вырвалось. Но примерно так и есть, проклятие можно только передать через секс. Совсем не метаформа ВИЧ, правда? СПОЙЛЕРЫ!

Режиссер взял классическое слэшерное клише, когда за героиней идёт убийца, чтобы покарать за грехи и делает упор на саспенс. Чувство преследования и тревоги можно сравнить разве что с ощущениями от первого «Терминатора». Сюрреалистичный сон, в котором ты совершенно ничего не понимаешь, хотя вокруг знакомая обстановка. Хочется поскорее то ли проснуться, то ли вынырнуть из круговорота страхов. Очень напоминает сумасшедшие фильмы Дэвида Линча, в которых реальность и сон причудливо сплетаются в иррационально пугающие сцены.

Трейлер:

Хэллоуин

Страна: США
Режиссер: Джон Карпентер
В ролях: Дональд Плезенс, Джейми Ли Кёртис, Нэнси Кайс, П. Дж. Соулз и др.
Жанр: Ужасы, триллер
Производство: Compass International Pictures, Falcon International Pictures, Falcon International Productions
Дата премьеры: 25 октября 1978 в мире
Кинопоиск: 7,1
IMDb: 7,1

-5

Пост-слэшер разобрали, грех не упомянуть первый чистокровный, задавший все правила и каноны ласт-гёрл стэндинг. Встречайте, шедевр Джона Карпентера «Хэллоуин».

Помните, киноман Ренди из первого постиронического хоррора «Крик» вещал о правилах поведения в фильмах ужасов. Смешно, что он перечислил скелет и основную мораль «Хэллоуина». Почему выживает Джейми Ли Кёртис? Потому что так и остается девственницей, не бухает жестоко, не грешит. Короче, делает прямо противоположное героине «Оно. Следует за тобой». Как победить преследователя подростков и слабых девушек? Отобрать его фаллическое преимущество и использовать против него. Если ты понял, о чем я.

Во что превратилась франшиза в продолжениях – интересоваться на свой страх и риск.

Трейлер:

Ведьма из Блэр: Курсовая с того света

Страна: США
Режиссер: Дэниэл Мирик, Эдуардо Санчес
В ролях: Хезер Донахьою, Джошуа Леонард, Майкл С. Уильямс, Боб Гриффин и др.
Жанр: ужасы
Производство: Haxan Films
Дата премьеры: 25 января 1999 мире
Кинопоиск: 6,5
IMDb: 6,5

-6

О, эпохальный девяносто девятый! Сколько счастья, странностей, прорывов, боли, надежды ты принес киноманам. Среди этого чудесного вороха один из самых страшных фильмов в истории. «Ты видел"Черное чудовище"? Там ни одного чудовища, а тебе кажется, что есть» – идеальное описание сего ужастика. Замут прост. Ребята отправились в лесок кино снимать. Мол, ведьма там водится и капец как опасно. Снимем документалку об этом. Логично. Но самое интересное, что этот фильм популяризировал и фаунд-футадж фильмы. Прямо как матрица, возвела визуальные эффекты в культ и сама же опошлила их нарочитое использование, так и «Ведьма». Ловко начала тренд и она же закончила.

Еще интереснее самого интересного рекламная компания фильма. Сообщалось, что это реально найденная пленка студентов. В итоге сборы фильма превысили производственный и рекламный бюджеты в пятнадцать раз. Может, проверку временем и не проходит. Мы давно ослепли и оглохли, тентполы-то каждый год становятся все громче и ярче, а фильмы ужасов все тише и сосредоточенней на деталях. Ну что поделать, как говорится.

Трейлер:

Ведьма

Страна: США, Канада
Режиссер: Роберт Эггерс
В ролях: Аня Тейлор-Джой, Ралф Айнесон, Кейт Дики, Харви Скримшо и др.
Жанр: ужасы, триллер
Производство: Parts and Labor, RT Features, Rooks Nest Entertainment
Дата премьеры: 23 января 2015 в мире
Кинопоиск: 6,5
IMDb: 6,9

-7

Ведьма против ведьмы. Старое против нового. Тьма против хтони, возведенной в абсолют. Совершенно новый взгляд на ведьм как таковых в кино и в фольклоре. Не зря оригинальное название дополнено фразой «A New-England Folktale» (Сказание Новой Англии).

Эггерс наряду с Джорданом Пилом и Ари Астером считается новой надеждой хоррор-индустрии. Эти ребята дают иной подход к ужастикам, заходят с другой стороны, отличной от джеймсвановской тусовки. «Ведьма» выглядит совершенно лишенной цветов, будто подчеркивает настроение общества и семьи, находящейся в центре сюжета.

Семью Томасины (героиня Ани Тейлор-Джой) изгоняют из общины и поселения в целом, им приходится обосноваться на краю леса. Урожай ни к черту. Во время прогулки с Томасиной пропадает младший братик – игра в пикабу не удалась. Томасина подозревает потустороннее вмешательство, более того, остальные дети в семье намекают, что периодически беседуют с козлом. Ты не ослышался. Это одна из самых страшных сцен, которые себе можно представить, но в ней нет никаких привычных хоррор-приемов. Воссозданная до мелочей эстетика Новой Англии не дает оторваться от происходящего. Атмосфера времени возведена в некий абсолют и пугает едва ли не сильнее ощущение присутствия потустороннего.

Трейлер:

Видеодром

Страна: США, Канада
Режиссер: Дэвид Кроненберг
В ролях: Джеймс Вудс, Соня Смитс, Дебби Харри
Жанр: Ужас, фантастика, триллер
Производство: Filmplan International, Guardian Trust Company, Canadian Film Development Corporation (CFDC)
Дата премьеры: 4 февраля 1983
Кинопоиск: 7,0
IMDb: 7,2

-8

Бог боди-хоррора Дэвид Кроненберг и его «Видеодром». Наверное самый мощный непонятный, оттого и невероятно жуткий фильм мастера. Мы привыкли быть в постоянном поиске отборного контента и требования растут с каждым часом. Когда новый сезон еще вчера обожаемого сериала кажется уже пресным и вялым. Скатились, ну понятно. Но в погоне за самым ярким, громким и сладким велик шанс вовсе лишиться вкуса.

«Видеодром» – ловушка для таких «искушенных» потребителей контента, как человеческого материала для вербовки адептов «Новой плоти». Правда, цель остается неясной. Это как борьба с наркотиками с помощью наркотиков. Картина предлагает решить, ты определяешь что потреблять или тебе говорят что потреблять.

Трейлер:

Звонок

Страна: США
Режиссер: Гор Вербински
В ролях: Наоми Уоттс, Мартин Хендерсон, Дэвид Дорфман, Брайан Кокс и др.
Жанр: ужасы, триллер, детектив
Производство: DreamWorks, Parkes/MacDonald Image Nation, BenderSpink
Дата премьеры: 2 октября 2002 в мире, 27 февраля 2003 в РФ
Кинопоиск: 7,3
IMDb: 7,1

-9

Еще одна технологическая история, не столь вневременная, но не менее значимая в культуре хорроров. Так называемые J-хорроры, японские фильмы ужасов получили популярность и развитие именно после успеха «Звонка». Хитрое сплетение реалистичности картинки и привязки истории к чему-то обыденному с мистическим, легендами и фольклором сделало жанр уникальным и притягательным настолько, что даже Голливуд решил присоединиться к тренду.

За ремейк «Звонка» мог взяться только Гор Вербински – один из самых странных режиссеров Голливуда. Человек, который начинает экранизацию аттракциона из Диснейленда про пиратов с повешенья ребенка, точно должен взять Наоми Уоттс, пережившую Линча, и снова погрузить её в атмосферу паранойи и ужаса. Страшная кассета, семь дней, колодец, бледная девочка с черными волосами тянет к тебе руку из телевизора. Это всё уже настолько иконично, что даже нет смысла рассказывать. Если оригинал представил кайфовый революционный концепт, то Вербински довел идею до эстетского идеала.

Трейлер:

Прочь

Страна: США, Япония
Режиссер: Джордан Пил
В ролях: Дэниэл Калуя, Эллисон Уильямс, Катрин Кинер, Брэдли Уитфорд и др.
Жанр: ужасы, триллер, детектив
Производство: Universal Pictures, Blumhouse Productions, QC Entertainment
Дата премьеры: 23 января 2017 в мире, 11 мая 2017 в РФ
Кинопоиск: 7,1
IMDb: 7,7

-10

Да-да, тот самый постхоррор, суперуспешный шедевр Джордана Пила «Прочь». Вдумайся, всего одна отрицательная рецензия на момент выхода фильма написана одним из самых эпатажных и скандальных критиков Армондом Уайтом. Чувак, как водится, решил хайпануть немножечко и поддал адового американского консерватизма. Безусловно, успех обусловлен крайне актуальной социальной повесткой. Пил даже сделал специальный комментарий для Ленты.ру. Ну и удаленные почти сразу расистские комментарии говорят сами за себя.

Белая Роуз везет своего черного парня Криса на поверку к родителям. Довольно милые прогрессивные люди, голосуют за Обаму и вообще принимают парня очень радушно. Постепенно начинают прибывать другие родственники и ведут себя они, мягко говоря, странно. Делают странные намеки, задают неудобные вопросы. Тут тебе и речи о ненавистных оленях и черной плесени, а также преимуществах черных спортсменов-бегунов во времена Гитлера.

Фильм содержит не только тонны по-настоящему страшных моментов, но и литры иронии. «Черный всегда в моде» – четко сформулированное отношение Пила ко всему этому показному либерализму. Он прямо говорит, что это не более, чем очередной тренд и искренности в нем немного.

Трейлер:

Ребенок Розмари

Страна: США
Режиссер: Роман Полански
В ролях: Миа Фэрроу, Джон Кассаветис, Рут Гордон и др.
Жанр: ужасы, драма, детектив, триллер
Производство: William Castle Productions
Дата премьеры: 12 июня 1968
Кинопоиск: 7,7
IMDb: 8,0

-11

Всегда хочется выбрать правильную квартиру, без призраков, дурных историй с предыдущими хозяевами, демонов и злых духов. Крайне актуальная тема в нашу ипотечную эпоху. Роман Полански снял об этом аж целую «квартирную трилогию»: «Отвращение», «Ребенок Розмари», «Жилец». Все они связаны с тем, что люди вселяются в новое для себя жилище, а дальше их жизнь превращается в ад. Стандартно, но почерк и манера большого художника делают из картин ни много ни мало шедевры, а главный из них, конечно, «Ребенок Розмари».

Розмари и Гай переезжают в Нью-Йорк. Их соседями становится пожилая пара Минни и Романа. Однажды Минни приносит шоколадный мусс новым соседям. Розмари пробует кусочек и ночью во сне начинает видеть отборную дичь. Например, изнасилование демоном в обличии своего мужа. Это кажется видением, но следы когтей на спине Розмари говорят об обратном.

Эпохальный фильм об одержимостях, культах, паранойе, страхах и зависимостях. Липкая атмосфера соскальзывания в параллельное измерение на фоне дикого давления бытия напоминает сюжеты Кафки, где сплетается реальность и фантазия, обыденное и невероятное. Иррациональное становится ближе и понятнее общепризнанной действительности. Тогда можно даже принять за дар божий сына сатаны.

Трейлер:

Чужой

Страна: США
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Сигурни Уивер, Том Скеррит, Иэн Холм, Джон Хёрт, Гарри Дин Стэнтон и др.
Жанр: ужасы, фантастика, триллер
Производство: Brandywine Productions
Дата премьеры: 28 мая 1979
Кинопоиск: 8,1
IMDb: 8,4

-12

О, боги, спасибо «Звездным войнам» за этот шедевр. Не шучу, Голливуд, как ребенок. Детище Лукаса стало хитом, значит, давайте будем пихать космос везде. Доходило до совершенно абсурдных вещей. В очередной части бондианы «Лунный гонщик» кульминация происходит в космосе, боже ты мой. Собственно, таким образом Дэну О’Бэннону и удалось пропихнуть переделку своей студенческой комедии «Черная звезда» на большую студию. Двадцатому веку Фокс срочно нужен был фильм про космос и только работа О’Бэннону оказалась полностью готовой.

Космические дальнобойщики согласно приказу обязаны были проверить сигнал, полученный кораблем. Ну и случилась беда, один из членов команды заражается неким паразитом. Команде придется решить проблему по уничтожению неубиваемого существа на корабле в открытом космосе. Не смотря на простоту концепта, каждая часть произведения выполнена настолько скрупулезно и тщательно, что до сих пор фильм выглядит столь же идеальным, как и его главная звезда – монстр ксеноморф, которого уже позже Джеймс Кэмерон в «Чужих» таковым называть придумает.

Да, главная кинокритическая и киноведческая позиция, что это фильм об изнасиловании и его последствиях, но будем честны, что в последнюю очередь хочется думать о подтекстах, когда видишь, как в полной тишине за спиной героя появляется фактурный и опасный хвост монстра, а затем и сам монстр. Чувствуешь трепет и ужас, когда астронавты, будто муравьи, исследуют исполинский неведомый корабль, находят окаменевшего пилота. Чувство чего-то незнакомого, непонятного, чужого замещает собой все остальные чувства. Хочется кричать в экран и сжиматься в кресле или где ты там смотришь кино, уважаемый зритель.

Трейлер:

Зловещие мертвецы 2

Страна: США
Режиссер: Сэм Рэйми
В ролях: Брюс Кэмпбелл, Сара Берри, Дэн Хикс и др.
Жанр: ужасы, комедия, фэнтези
Производство: Don Nafia, Renaissance Pictures
Дата премьеры: 13 марта 1987
Кинопоиск: 7,6
IMDb: 7,8

-13

Начали с зомбей, зомбями и закончим. Опять же совсем неосвещенным остался сегмент смешных фильмов ужасов. И тут впереди планеты всей легендарные «Зловещие мертвецы» от главного паукодела всея мира Сэма Рэйми. Фильмы франшизы растасканы на цитаты и мемы, количество гифок не поддается подсчету. Брюс Кэмпбелл в роли Эша Уильямса стал иконой. Косплей Эша – дело столь же обычное, как и Дарта Вейдера. А сериал «Эш против зловещих мертвецов» продержался аж три сезона с 2015 по 2018 годы.

На самом деле самой поехавшей, потерявшей все тормоза является сиквел «Зловещие мертвецы 2». Именно этот фильм задал стандарты серии и стал источником вдохновения для поколений киноделов, включая небезызвестного Питера Джексона и его «Живая мертвечина» и постмодерн хоррор «Хижина в лесу» Дрю Годдарда. В предыдущей части Эш был не шибко интересным туповатым пареньком, одним из группы разгильдяев, нашедших магическую книжку в подполе дома в лесу. Теперь же Книга Мёртвых именуется величественно Некрономиконом, а Эш двигатель сюжета и харизматичный чувак.

Фильм начинается там, где заканчивается предыдущий и дает краткий экскурс в первую часть, так что не очень обязательно её смотреть. Удобно. Сделано это, правда, было не просто так. Оказывается, Рэйми потерял все права на оригинал и не мог использовать кадры из него, поэтому хижину посещала не группа подростков, а только двое Эш и его девушка Линда. В начале фильма в Эша вселяется демон, однако, покинуть дом герою не удается и приходится вступить в новый бой со злыми духами и с собой в составе новой группы прибывших. В ходе сюжета Эш отпиливает свою одержимую демоном руку (великая сцена) и открывает портал, куда изгоняет всю нечисть и себя. Случайно, конечно, дурак же.

Картина ни секунду не относится к себе серьезно, галлоны крови, сальные шуточки, визуальные и смысловые отсылки, откровенная буффонада. При этом Рэйми умудряется удерживать баланс в этом балагане и не скатиться в полный трэш, как тот же Джексон и не насмехаться зло над жанром. Всё довольно уважительно и неглупо.