В ночь с 1 на 2 февраля 1959 года на еще безымянном тогда перевале в суровых горах Северного Урала таинственно погибла группа из девяти туристов. Студенты Уральского политехнического института — семь парней и две девушки — отправились в сложный многодневный поход. Лидером был 23-летний Игорь Дятлов — председатель туристической группы политеха, за плечами которого была уже не одна экспедиция на Северный Урал.
Что нашли на месте трагедии
После того, как группа не вышла на связь 12 февраля, в Свердловске забили тревогу. Поиски продолжались несколько месяцев, и каждая находка была страшнее другой.
Вначале обнаружили палатку, как позже выяснилось, разрезанную изнутри, а по мере того, как отступала суровая уральская зима, нашли и тела членов тургруппы. На одних совсем не было теплой одежды, у кого-то были сломаны ребра, а кому-то нанесли увечья, не совместимые с жизнью. У Игоря Дятлова на левой ладони был такой порез, будто он схватил за лезвие нож.
Официальная версия, в которую никто не поверил
Трагедия всколыхнула всю страну, расследование взяли под особый контроль в Москве, однако до сих пор окончательно неизвестно, что же тогда произошло на горе Холатчахль (Холат-Сяхл, в переводе с мансийского — «Гора мертвецов»). В материалах уголовного дела отсутствует несколько страниц, а официальной причиной гибели судмедэксперты назвали «замерзание».
За прошедшие 60 лет было выдвинуто множество версий тех таинственных событий: встреча с медведем-шатуном, испытание ракеты, отклонившейся от курса и сбитой над Северным Уралом, нападение солдат карательного отряда, которые приняли студентов за беглых заключенных.
Кто расскажет правду
Правду о том, что случилось на перевале знали лишь люди, работавшие на месте трагедии, но все они давали подписку о неразглашении. Сегодня практически никого из них не осталось в живых. Только в конце 80-х, когда тоталитарная хватка государства ослабла, некоторым исследователям удалось получить доступ к закрытому делу конца 50-х. Именно эти материалы и легли в основу нового многосерийного фильма «Перевал Дятлова». Сценарист Илья Куликов («Чернобыль: Зона отчуждения», «Глухарь») скрупулезно изучил как их, так и результаты доследования, проведенного в 2000-х.
Так что, надеемся, сериал поставит если не точку в споре о том, что же там произошло, то хотя бы приблизит нас к истине. Подготовка к съемкам велась более двух лет, столько же времени создатели потратили на съемки и пост-продакшен ленты.
Суровый силовик и беззаботные студенты
Этот необычный проект частично снят на 16-мм плёнку, а его серии разделены тематически. Каждая нечетная (1,3, 5 и 7) показывает ход расследования. В них герой Петра Федорова («Аванпост», «Сталинград») — майор КГБ Олег Костин — напоминает не то персонажа хичкоковского триллера, не то героя сериала Фарго: носит широкополую шляпу, из-под которой окидывает угрюмым взглядом собеседников, и никогда не улыбается.
Все больше втягиваясь в расследование, он понимает, что в деле слишком много деталей, которые не укладываются в официальную версию: почему кожа туристов приобрела оранжевый оттенок, откуда взялся радиационный фон на их одежде и отчего некоторые из ребят ослепли. Костин и пара его помощников — вымышленные герои. Все остальные: следователи, поисковики, туристы — имеют реальных исторических прототипов.
Каждая четная серия (2,4,6,8) изображает сам поход Дятлова. Зритель, который уже знает, чем он завершится, в каждой безобидной фразе может услышать страшное предзнаменование этой неминуемой и нелепой гибели.
«Прошу обратить свое внимание в объектив», — говорит Юра, фотографируя друзей.
«Запомните нас молодыми!» — кричит кто-то из туристов — кричит, словно обращаясь к нам, весело и обреченно.
Герои, как в старых советских фильмах, светятся счастьем и здоровьем, и радуются жизни, но от серии к серии ощущение трагедии становится все более осязаемым и в финале, когда страх вырвется наружу, по накалу страстей «Перевал Дятлова» даст фору любому триллеру.
Оператором на проекте стал Давид Хайзников: атмосферные кадры вымирающей Москвы и впечатляющие натурные съемки в духе тревожного роудмуви в постапокалиптической драме «Эпидемия» (которой недавно пополнил коллекцию Netflix Originals) — его заслуга.
Над «Перевалом Дятлова», как и над «Эпидемией», Давид снова работал вместе с призером Берлинского кинофестиваля Павлом Костомаровым («Как я провел этим летом»), который в этот раз выступил в роли художественного руководителя, а не режиссера: вместе они создали стильную и оригинальную картинку, причём серии с расследованием выполнены в одном визуальном ключе, а поход — в другом.
Что скрывается за фразой «Основано на реальных событиях»
Когда эта фраза появляется в титрах, зритель ожидает увидеть честный и реалистичный фильм. «Перевал Дятлова» почти в документальном духе исследует историю гибели студентов, но достоверность в кадре складывается не только из тщательно проработанного сценария и эффектно поставленных сцен. Чтобы получилось правдивое кино, важно передать дух времени: над этим трудятся десятки людей, которые строят сложные декорации, ищут или воссоздают предметы интерьера и костюмы ушедшей эпохи.
Дата премьеры «Перевала Дятлова» уже озвучена, сериал выйдет 16 ноября на канале ТНТ. Если вы хотите больше знать о том, что происходит за кадром, следите за обновлениями в официальном Инстаграм проекта: здесь можно увидеть новые трейлеры, прочитать интервью и актуальные новости со съемок главного кинорасследования последних 10 лет.
16+