Сегодня мне опять не сиделось дома. И, в поисках чего-нибудь интересного я отправился рассмотреть поподробнее памятник паровозу у нас в Томске. Его установили несколько лет назад, на площади перед вокзалом Томск 2.
Быстро собрался и сел в машину. Уже вечерело и я боялся, что не получиться сделать красивые кадры. Но я успел доехать до паровоза до наступления сумерек. Дальше дело техники. Настраиваю камеру на телефоне и вперед, иду фотографировать вершину советского паровозостроения тяжелого послевоенного времени.
Перед нами паровоз серии "Л" с номером 0614. Год выпуска 1949. Этот паровоз из первой тысячи паровозов этой серии. Изготовлен он был на Коломенском локомотивостроительном заводе. Помимо Коломенского эти паровозы выпускались на Брянском и Ворошиловградском заводах.
Разработан этот паровоз был в 1945 году на Коломенском заводе под руководством инженера-конструктора Л. С. Лебедянского. Изначально он маркировался как "П", то есть Победа. Но Среди железнодорожников за ним прочно закрепились прозвища "Лебедянка" или "Лебедь". В 1947 году из серии "П" паровоз был переименован в серию "Л", по первой букве фамилии главного конструктора. Но официальное название "Победа" тоже сохранилось. Он до конца выпуска назывался паровоз "Л"(Победа).
Паровоз в действительности вышел очень удачным. Он считается одним из лучших паровозов своего времени. За разработку такой надежной и удачной машины ее разработчиков наградили Сталинской премией.
Так-же этот паровоз является одним из самых массовых паровозов, производимых в СССР. Всего, за 10 лет производства, было выпущено 4200 штук. Мощность паровоза 2200 лошадиных сил. Скорость до 80 км/ч.
Подошел к паровозу. Издалека он кажется маленьким и аккуратным. Ещё из детства помнится, что паровоз это что-то большое и доброе, для помощи людям в из трудах и начинаниях. Вблизи же паровоз-огромная махина. Например высота его основных колес 1,5 метра. Колеса под тендером имеют высоту 90 сантиметров.
Высота самого паровоза, до верха кабины почти 5 метров! Если быть точным 499 сантиметров. Внушительно! А общий запас воды и угля этого "доброго существа" в сумме составляет 45 тонн! Если добавить сюда массу самого паровоза, то получиться около 100 тонн. Тяжеленная штука!
То, что паровоз производился в послевоенные годы, во второй половине 20 века и довольно долго эксплуатировался, привело к тому, что таких паровозов довольно много дошло до наших дней. Они имеются в виде памятников во многих городах на территории постсоветского пространства. А некоторые из них до сих пор не сняты с эксплуатации и используются в качестве экскурсионных паровозов и в составе ретро-поездов.
Кстати, самый первый такой паровоз Л-0001, как и паровоз в Томске сохранился. Ему возвращено историческое название П-0001 и он в исправном техническом состоянии находиться в музее.
Томский паровоз- памятник Л-0614, как я уже упоминал, был построен в 1949 году и сразу был отправлен в Сибирь на Томскую железную дорогу. Здесь он и трудился до конца своих рабочих будней. Потом много лет стоял на запасном пути. В 2018 году этот красавец-паровоз выкатили на всеобщее обозрение на площадь перед вокзалом Томск-2. Его, как и всю площадь перед вокзалом, привели в нормальный вид. Паровоз был покрашен. Окна и двери закрыты от вандалов. Приурочено это все было к празднованию 120 лет томского железнодорожного узла.
Таких памятников-паровозов именно серии "Л" очень много на просторах нашей Родины. Например ближайший к Томскому, паровоз Л-3815 1954 года выпуска установлен в Юрге. Были где-то у меня и его фото, но сейчас не могу найти. В другой раз напишу о нём.
Что-же касается стратегичности, заявленной в названии статьи, то хочу отметить, что практически все паровозы-памятники в рабочем состоянии. Конструкция паровозов на столько уникальна, что их запчасти для другой техники крайне сложно использовать. Поэтому и стоят они в музеях и на постаментах в полной комплектности. И если вдруг исчезнет солярка или электричество на железной дороге, можно чуть чуть подшаманить паровоз, залить воды и засыпать угля, и вперед, работать на благо страны:)).
Конечно это шутка, но тем не менее паровозы-экспонаты могут работать. Все сцепные устройства для составов у них стандартные. А некоторые их собратья даже работают в разных странах мира на постоянной основе. И даже выпускаются новые!
Вдоволь насмотревшись на паровоз я забрался еще на пешеходный мост на вокзале. Оттуда хорошо было видно тепловоз ТЭМ2. Паровозы выпускались в СССР наряду с тепловозами, причем на одних и тех-же локомотивных и машиностроительных заводах. Но это уже материал для другой статьи. А пока-что до новых встреч!