Найти тему
Муравей ВМ

Рассмотрел поближе памятник паровозу. Он может быть стратегическим транспортом!

Памятник паровозу серии "Л" в Томске.
Памятник паровозу серии "Л" в Томске.

Сегодня мне опять не сиделось дома. И, в поисках чего-нибудь интересного я отправился рассмотреть поподробнее памятник паровозу у нас в Томске. Его установили несколько лет назад, на площади перед вокзалом Томск 2.

Быстро собрался и сел в машину. Уже вечерело и я боялся, что не получиться сделать красивые кадры. Но я успел доехать до паровоза до наступления сумерек. Дальше дело техники. Настраиваю камеру на телефоне и вперед, иду фотографировать вершину советского паровозостроения тяжелого послевоенного времени.

Перед нами паровоз серии "Л" с номером 0614. Год выпуска 1949. Этот паровоз из первой тысячи паровозов этой серии. Изготовлен он был на Коломенском локомотивостроительном заводе. Помимо Коломенского эти паровозы выпускались на Брянском и Ворошиловградском заводах.

Разработан этот паровоз был в 1945 году на Коломенском заводе под руководством инженера-конструктора Л. С. Лебедянского. Изначально он маркировался как "П", то есть Победа. Но Среди железнодорожников за ним прочно закрепились прозвища "Лебедянка" или "Лебедь". В 1947 году из серии "П" паровоз был переименован в серию "Л", по первой букве фамилии главного конструктора. Но официальное название "Победа" тоже сохранилось. Он до конца выпуска назывался паровоз "Л"(Победа).

Паровоз, вид снизу из под тендера!
Паровоз, вид снизу из под тендера!

Паровоз в действительности вышел очень удачным. Он считается одним из лучших паровозов своего времени. За разработку такой надежной и удачной машины ее разработчиков наградили Сталинской премией.

Так-же этот паровоз является одним из самых массовых паровозов, производимых в СССР. Всего, за 10 лет производства, было выпущено 4200 штук. Мощность паровоза 2200 лошадиных сил. Скорость до 80 км/ч.

Подошел к паровозу. Издалека он кажется маленьким и аккуратным. Ещё из детства помнится, что паровоз это что-то большое и доброе, для помощи людям в из трудах и начинаниях. Вблизи же паровоз-огромная махина. Например высота его основных колес 1,5 метра. Колеса под тендером имеют высоту 90 сантиметров.

Высота самого паровоза, до верха кабины почти 5 метров! Если быть точным 499 сантиметров. Внушительно! А общий запас воды и угля этого "доброго существа" в сумме составляет 45 тонн! Если добавить сюда массу самого паровоза, то получиться около 100 тонн. Тяжеленная штука!

То, что паровоз производился в послевоенные годы, во второй половине 20 века и довольно долго эксплуатировался, привело к тому, что таких паровозов довольно много дошло до наших дней. Они имеются в виде памятников во многих городах на территории постсоветского пространства. А некоторые из них до сих пор не сняты с эксплуатации и используются в качестве экскурсионных паровозов и в составе ретро-поездов.

Кстати, самый первый такой паровоз Л-0001, как и паровоз в Томске сохранился. Ему возвращено историческое название П-0001 и он в исправном техническом состоянии находиться в музее.

Таблички на паровозе.
Таблички на паровозе.

Томский паровоз- памятник Л-0614, как я уже упоминал, был построен в 1949 году и сразу был отправлен в Сибирь на Томскую железную дорогу. Здесь он и трудился до конца своих рабочих будней. Потом много лет стоял на запасном пути. В 2018 году этот красавец-паровоз выкатили на всеобщее обозрение на площадь перед вокзалом Томск-2. Его, как и всю площадь перед вокзалом, привели в нормальный вид. Паровоз был покрашен. Окна и двери закрыты от вандалов. Приурочено это все было к празднованию 120 лет томского железнодорожного узла.

Таких памятников-паровозов именно серии "Л" очень много на просторах нашей Родины. Например ближайший к Томскому, паровоз Л-3815 1954 года выпуска установлен в Юрге. Были где-то у меня и его фото, но сейчас не могу найти. В другой раз напишу о нём.

Что-же касается стратегичности, заявленной в названии статьи, то хочу отметить, что практически все паровозы-памятники в рабочем состоянии. Конструкция паровозов на столько уникальна, что их запчасти для другой техники крайне сложно использовать. Поэтому и стоят они в музеях и на постаментах в полной комплектности. И если вдруг исчезнет солярка или электричество на железной дороге, можно чуть чуть подшаманить паровоз, залить воды и засыпать угля, и вперед, работать на благо страны:)).

Конечно это шутка, но тем не менее паровозы-экспонаты могут работать. Все сцепные устройства для составов у них стандартные. А некоторые их собратья даже работают в разных странах мира на постоянной основе. И даже выпускаются новые!

Вдоволь насмотревшись на паровоз я забрался еще на пешеходный мост на вокзале. Оттуда хорошо было видно тепловоз ТЭМ2. Паровозы выпускались в СССР наряду с тепловозами, причем на одних и тех-же локомотивных и машиностроительных заводах. Но это уже материал для другой статьи. А пока-что до новых встреч!

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал! Дальше будет интереснее!